Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 32

Таблица 11.11

Смена полос движения

Количество полос движения

Интервалы S

1-2

2-1

2-3

3-2

Средние значения S, м

Четыре полосы

S1

65

42

(см. рис. 11.40, а)

S2

135

183

S3

71

110

S4

60

78

Шесть полос

S1

64

40

60

75

(см. рис. II. 40, б)

S2

140

190

350

370

            S3

72

115

110

100

S4

68

76

65

59

S5

150

120

S6

70

75

S7

85

Примечание. Величины S получены в результате анализа эксперименталь­ных данных А. П. Шевякова, А. Н. Красникова и В.В. Сильянова.

Лекция 5

Глава III

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ НИЗКОЙ ПЛОТНОСТИ

111.1. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ

Поток автомобилей и комплекс условий, в которых он движет­ся, представляет собой типичный пример сложной системы [14]. Под сложной системой понимают большое количество взаимно связанных и взаимодействующих между собой элементов, органи­зованных таким образом, чтобы наиболее эффективно решить по­ставленную проблему (достичь основной цели). При разработке проблемы, связанной с движением потоков автомобилей, может быть рассмотрена сложная система «водитель — автомобиль — дорожные условия — средства управления движением — окружа­ющая среда». Оптимальное взаимодействие между основными элементами сложной системы позволяет достигнуть конечную щель — обеспечение оптимальных условий движения.

Движение потока автомобилей является результатом непре­рывного взаимодействия между отдельными элементами системы как в пространстве, так и во времени. Подсистемами указанной выше сложной системы могут быть: подсистема потока автомоби­лей и его составляющие; подсистемы дорожных условий и средств организации движения и т. п. Каждая из этих подсистем также является достаточно сложной системой, требующей приме­нения тех же методов анализа и оценки функционирования, как вся сложная система «водитель — автомобиль — дорожные усло­вия — средства управления движением — окружающая среда». Особенностью этой системы является функционирование в усло­виях действия большого количества случайных факторов.

Чтобы обеспечить наиболее эффективное функционирование сис­темы (в нашем случае наиболее безопасные, удобные и экономич­ные условия движения потоков автомобилей), необходимо опреде­лить количественные связи внутри системы и установить их влияние на поведение всей системы как единого целого. Для полу­чения количественных показателей функционирования системы большое значение имеет выбор математического аппарата. Это особенно важно при изучении движения потоков автомобилей.

Для описания транспортного потока и взаимодействия его с дорожными условиями и средствами управления движением, как сложной системы, могут быть использованы: теория вероятностей, математическая статистика, вычислительная техника, теория мас­сового обслуживания, теория игр, линейное программирование, динамическое программирование, моделирование, теория информации и психофизиология человека.

Выбор математического аппарата существенно зависит от ре­шаемых задач и конечной цели:

теория вероятностей и теория случайных про­цессов могут быть использованы при решении задач движения потоков малой и средней интенсивности, планировании эксперимен­та по изучению характеристик транспортных потоков;