Рис. IV. 13. Общий вид кривой «интенсивность—плотность»: 1— радиус-вектор средней скорости; 2 — радиус-вектор скорости распространения ударной волны |
Распространение волн в потоке автомобилей. Основные уравнения движения потока автомобилей как сплошной среды могут быть использованы для анализа возникновения волн в потоке, вызывающих качественные изменения в потоке. Скорость распространения кинематической волны, а также характер изменения формы волны определяются с помощью основной диаграммы движения потока автомобилей «интенсивность—плотность» (рис.IV. 13).
Скорость распространения кинематической волны равна тангенсу угла наклона к оси х касательной к кривой «интенсивность — плотность». С увеличением плотности потока угол наклона касательной уменьшается, показывая уменьшение средней скорости потока. Учитывая это, скорость распространения волны можно определять из уравнения
(IV.13)
Как видно из уравнения (1У.37), величина vвл принимает меньшие значения, чем v при условии отрицательного отношения dv/dq. Скорости vвл и v принимают равные значения только при интенсивности, при которой начинает сказываться взаимное влияние автомобилей. В этой точке кривой «интенсивность—плотность» dv/dq = 0.
Рассматриваемые волны можно назвать волнами изменения интенсивности транспортного потока по длине дороги. Наложение более быстрых волн на более медленные приводит к образованию ударной волны. При максимальной интенсивности движения, соответствующей пропускной способности, возникает стационарная волна.
Скорость движения ударной волны выражается тангенсом наклона хорды АБ (см. рис. IV. 13).
Уравнение для вычисления скорости ударной волны получено на основе уравнения неразрывности и имеет следующий вид:
(IV.38)
Особый интерес представляет изучение образования ударных волн при наличии узкого участка дороги. В этих условиях могут быть рассмотрены два случая:
интенсивность движения по основной дороге ниже пропускной способности узкого участка дороги; интенсивность движения по основной дороге значительно больше пропускной способности рассматриваемого участка.
В первом случае наблюдается только снижение скоростей движения автомобилей перед узким участком — ударной волны не образуется. С увеличением интенсивности движения кинематические волны будут свободно проходить через узкий участок до тех пор, пока интенсивность не достигнет
Рис. 1У.14. Схема образования ударной волны при наличии на дороге участка с повышенной интенсивностью движения: 5— длина участка дороги; I —время, / — ударная волна |
величины пропускной способности узкого участка. Направления этих волн на диаграмме «путь—время» искривляются (рис. IV. 14 линия 1) и отклоняются к участку справа от этого места, затем на основной дороге опять выпрямляются. Когда интенсивность движения превысит пропускную способность, направление волн искривляется настолько, что они поворачивают назад и встречаются с продвижением приходящих волн. Это приводит к образованию ударной волны, которая распространяется в направлении, противоположном движению и ограничивает пропускную способность основного участка дороги до величины, равной пропускной способности узкого участка дороги.
Скорость движения волн при входе на узкий участок определяется наклоном касательной к кривой «интенсивность-плотность» в точке А (см. рис. IV. 13) и на выходе касательной в точке С. Точка Б соответствует пропускной способности узкого участка дороги. Ударная волна продолжает свое движение до участка, где интенсивность равна пропускной способности узкого участка, затем ее движение прекращается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.