Исследования транспортных потоков могут проводиться как в реальных дорожных условиях, так и с помощью искусственных экспериментов путем моделирования на вычислительных машинах (рис. II.1). Разработка программ для искусственного эксперимента возможна только при наличии обширных данных натурных экспериментов и при высокой надежности моделирующих алгоритмов.
При изучении транспортных потоков широкое применение может найти контролируемый эксперимент, например, создание искусственного затора для получения требуемой интенсивности
движения.
Методы исследования характеристик движения потоков автомобилей. В зависимости от стоящих задач могут быть применены различные методы исследований (рис. II. 2).
Ходовые лаборатории позволяют оценивать все характеристики поведения водителей и взаимодействие автомобилей в потоке [23, 39, 43]. Они могут быть весьма эффективно использованы для непрерывного измерения дистанции между автомобилями.
Из стационарных методов наибольшее распространение имеют: использование видеомагнитофона; фотограмметрические методы.
Рис. 11.2. Схема экспериментальных исследований транспортных потоков
Основные достоинства видеозаписи — возможность многократного повторения записанных на ленту интересующих ситуаций и состояний транспортного потока, возможность просмотра записанного на ленту транспортного потока с различными скоростями. Так, видеозапись плотного потока автомобилей, движущихся с высокими скоростями, целесообразно производить на большой скорости (с соотношением скорости записи к времени просмотра 3:1 или 5:1), а потока автомобилей, движущихся с низкими скоростями, — на меньшей скорости (с соотношением 20:1 или 30:1). Меняя скорость протяжки видеоленты, можно ускорять или замедлять движение снятого транспортного потока. Видеомагнитофон может быть использован для изучения всех характеристик движения транспортного потока, изучения маневрирования автомобилей в потоке и на пересечениях, изучения использования стоянок, а также при расследовании дорожных происшествий.
Большими возможностями при изучении характеристик транспортного потока обладают переносные детекторы индуктивного типа. Такие детекторы, сделанные из обычного провода, приклеивают к дорожному покрытию с помощью липкой ленты. Сигналы от детекторов можно записывать на перьевые самописцы или магнитофон через усилитель автомобиля-лаборатории, что позволяет существенно автоматизировать сбор данных.
При анализе условий движения на маршрутах большого протяжения наиболее эффективен метод подвижного наблюдателя, движущегося в транспортном потоке. Этот метод дает возможность оценивать основные характеристики транспортных потоков, условия маневрирования при различных условиях движения. При использовании этого метода Средняя интенсивность движения N и средняя продолжительность поездки Тср определяются по формулам:
; (II.12)
, (II.13)
где n = nб – nм ; nб — среднее число автомобилей, обогнавших автомобиль с наблюдателем (по результатам нескольких заездов); пм — среднее число автомобилей, которые обогнал автомобиль с наблюдателем: nв — число встреченных автомобилей; t1— продолжительность заезда в одном направлении; t2, — продолжительность заезда в другом направлении.
Точность полученных данных зависит от продолжительности и числа заездов:
Продолжительность заезда, мин ............... 2 5 10 20
Требуемое числе заездов .................. 36 24 10 8
Число замеров. Требования к числу замеров характеристик транспортных потоков зависят от точности замеров, интенсивности движения, геометрических элементов дороги и наличия средств регулирования.
Так как при исследовании транспортных потоков необходимо выполнять большой объем работы по сбору данных, характеризующих движение, вопросы точности и числа замеров приобретают особое значение [I].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.