Выборки данных бывают трех видов: случайной, типической и серийной.
Случайная выборка — это выборка, при которой измерения характеристик транспортного потока осуществляют не непрерывно, а случайно (например, измерения скорости отдельных автомобилей в потоке).
Типической называется выборка при которой измеряют характеристики какой-либо части транспортного потока (например, скорости только грузовых автомобилей или автобусов). Серийная выборка предусматривает измерение характеристик движения большой группы автомобилей.
Для характеристик транспортного потока, распределенных по законам, отличным от нормального, число замеров может быть определено графически [23].
Для оценки продолжительности измерения при определении часовой или суточной интенсивности может быть использован график, представленный на рис. 11.4.
Рис. 11.4 График для определения продолжительности замера интенсивности движения: /—ошибка измерений 10%; 2 — ошибка измерений 15% |
II. 2. ВОЗМОЖНЫЕ КАЧЕСТВЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ ПОТОКА АВТОМОБИЛЕЙ
С изменением интенсивности движения на дороге резко меняется качественное состояние транспортного потока и условия труда водителей. На качественное изменение состояния транспортного потока указывают результаты экспериментального исследования изменения психофизиологических показателей водителя, аварийности и характеристик движения транспортного потока.
Для характеристики различных состояний потока автомобилей и условий движения введем понятия: коэффициент загрузки движением; коэффициент скорости движения; коэффициент насыщения движением; уровень удобства движения.
Под коэффициентом загрузки движением г будем понимать отношение интенсивности движения N к пропускной способности Р данного участка (или элемента) дороги, т.- е.
г =N / Р.(11.14)
Применение понятия о коэффициенте загрузки позволяет получить сопоставимые зависимости характеристик потока автомобилей для дорог различных категорий, так как эта величина безразмерная. Величина г может принимать любые значения от 0 до 1.
Под коэффициентом скорости движения с будем понимать отношение скорости движения при каком-либо уровне удобства движения vz к желаемой скорости движения в свободных условиях vж, которую выбирает водитель для обеспечения высокой комфортабельности поездки.
с= vz / vж (П. 15)
Рис. 11.5 Зависимость «скорость— интенсивность» /, 2, 3 — теоретические зависимости «ин-генсивность — скорость» соответственно для потоков с 20. 85 и 100% легковых автомобилей; 4, 5, 6—зависимости «скорость—интенсивность», полученные по данным наблюдений соответственно для потоков с 20, 85 и 100% легковых автомобилей; /, //, /// — точки перегиба кривой |
Величина желаемой скорости движения в свободных условиях зависит от многих показателей:
расстояния до цели поездки, состояния автомобиля, состояния водителя, его квалификации и опыта, состояния дорожного покрытия, геометрических элементов и планировочных решений на дороге. Отклонения от желаемых условий движения (например, невозможность водителем выдерживать желаемую скорость для своевременного достижения цели поездки) вызывает у водителей чувство снижения удобства и комфортабельности, а иногда и нервозность, которая может привести к непоправимым ошибкам —к дорожному происшествию.
Рис. 11.6. Зависимость «скорость — плотность» для двухполосной дороги |
Под коэффициентом насыщения движением будем понимать отношение плотности при каком-либо уровне удобства qz к максимальной плотности qmax, т. е.
(П.16)
Под уровнем удобства движения будем понимать качественное состояние потока автомобилей, при котором устанавливаются характерные условия труда водителей, условия комфортабельности поездки и экономичности перевозок, а также определенный уровень аварийности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.