Проектирование дорог для движения транспортных потоков как путь повышения эффек­тивности работы автомобильных дорог. Взаимодействие автомобилей в транспортном потоке. Макроскопические теории транспортного потока, страница 11

К дорожным условиям, оказывающим формирующее влияние на движение потоков автомобилей, можно отнести: число полос движения; ширину проезжей части и обочин; величину продоль­ного уклона и его длину; величину радиуса кривых в плане; рас­стояние видимости в плане и в продольном профиле; взаимное сочетание элементов дороги; состояние проезжей части и обочин; протяжение участков с неблагоприятными дорожными условиями; наличие на дороге неудачно расположенных мест отдыха и об­служивания проезжающих; наличие препятствий на дороге или около дороги; средства организации движения; степень оборудованности пересечений и примыканий в одном уровне указателями и островками; изменение условий видимости, состояние проезжей части и обочин в .зависимости от погодно-климатических факторов; наличие участков с частыми туманами и ветрами; наличие боль­ших мостов и эстакад; изменение ровности и сцепных качеств пок­рытий; неоднородность состава потока автомобилей. Под воздей­ствием перечисленных факторов складывается состояние транс­портного потока, являющееся характерным для каждой дороги.

Для оценки особенностей формирования потоков автомобилей на большом  протяжении используют  следующие показатели: среднюю скорость движения, плотность движения по участкам, среднюю продолжительность преодоления 1 км дороги, среднее число переключений передач на 1 км, среднее число маневров на 1 км.

Таблица 1.5

Рельеф района приложения дороги

Средняя скорость, км/ч

Плотность движения,

авт. /км

Среднее число переключений передач на 1 км

Среднее число маневров

на 1 км

Равнинный

Пересеченный

Сильно пересеченный

57,0

55,0

45,0

2,0

 3,2

 4,6

1

2

4

1,2

 2,3

 5,6

По этим показателям можно оценивать условия движения на том или ином маршруте. В табл. 1.5 приведены отдельные ха­рактеристики движения для дорог, проходящих в различных ус­ловиях рельефа (средняя интенсивность движения 2200 авт./сут). Усложнение рельефа приводит к усложнению дорожных условий и к изменению характеристик движения автомобилей.

Таким образом, дорогу можно рассматривать   как одно из средств организации движения. Запроектировав определенным образом дорогу, мы создаем уже на этой стадии определенный уровень организации движения. А от этого уровня зависит необ­ходимость и объем применения средств организации движения, направленных на исправление ошибок, допущенных при проекти­ровании плана и продольного профиля.

Процесс проектирования должен быть неразрывно связан с оценкой характеристик движения транспортных потоков на уча­стках большого протяжения. Проведенные В. В. Суходоевьим [79] исследования показали возможность оценки сложности условий движения, а следовательно, их формирующего воздействия на транспортный поток на маршрутах большого протяжения. При этом возможна комплексная оценка дорог, имеющая большое зна­чение при сравнении вариантов дорог и при выборе маршрутов перевозки особых грузов (например, крупногабаритных).

Учитывая, что один и тот же участок дороги работает в те­чение суток при всех значениях интенсивности, необходима раз­работка методов оценки проектных решений с позиции движения транспортных потоков любой интенсивности.

I. 5. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ

Организующее воздействие дороги на транспортный поток на­кладывает определенные требования к проекту автомобильной дороги как сооружения, предназначенного для пропуска транс­портных потоков любой интенсивности. Актуальным становится разработка проекта организации движения на дороге одновре­менно с разработкой проекта самой дороги.   Эти два проекта должны быть неразрывно связаны друг с другом   и дополнять друг друга. Правильно запроектированная дорога с точки зрения движения транспортных потоков требует минимального примене­ния средств организации движения. Должны применяться только средства информации водителей о направлении движения. Пока­зателями хорошего организующего воздействия дороги на транс­портный поток могут быть малые интервалы колебаний вдоль дороги скоростей движения, числа автомобилей в пачках, плот­ности потока.