III. 3. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЯ ПОТОКОВ АВТОМОБИЛЕЙ
Теория массового обслуживания, называемая иногда теорией очередей, является большим самостоятельным разделом теории вероятностей [87]. Работа системы массового обслуживания состоит в выполнении поступающего потока требований или событий.
Обслуживание поступившего события продолжается определенное время, после чего принимается к обслуживанию следующее событие.
Каждая система массового обслуживания обладает какой-то пропускной способностью, позволяющей ей более или менее успешно справляться с потоком событий.
Теория массового обслуживания устанавливает зависимость между характером потока событий, производительностью отдельного канала, числом каналов и эффективностью обслуживания. Эта теория основана на применении распределения Пуассона. Другие виды распределений практически не используются ввиду крайней сложности аналитических преобразований.
В качестве характеристик обслуживания могут применяться различные величины: среднее количество заявок, которое может обслужить система в единицу времени, среднее время ожидания в очереди; закон распределения времени ожидания, среднее количество заявок, находящихся в очереди и т.д. Случайный характер поступления заявок и случайное время их обслуживания приводят к тому, что в системе массового обслуживания имеет место случайный процесс. Система состоит из входящего потока событий, накопителя и механизма обслуживания, имеющего один или множество каналов.
Системы массового обслуживания делятся на два основных типа: системы с отказами и системы с ожиданием.
В системах с отказами события, поступившие в момент, когда все каналы обслуживания заняты, немедленно получают отказ, покидают системы и в дальнейшем процессе обслуживания не участвуют.
В системах с ожиданием заявка, заставшая все каналы занятыми, не покидает систему, а занимает очередь и ожидает, пока не освободится канал обслуживания.
Для теории транспортных потоков наиболее приемлемыми являются системы массового обслуживания с ожиданиями. Для этих систем особое значение имеют следующие характеристики: среднее число заявок в очереди, среднее число заявок в системе (в очереди и обслуживаемых), среднее время ожидания заявки в очереди, среднее время пребывания заявки в системе, вероятность застать очередь и другие характеристики ожидания.
Имеется достаточно широкий класс [64, 87] систем массового обслуживания, работающих в различных режимах. Остановимся на тех, которые наиболее подходят для решения задач, связанных с движением потоков автомобилей: одноканальная система с ожиданием с пуассоновским потоком событии и экспоненциальным временем обслуживания (случай I); одноканальная система с ожиданием с пуассоновским потоком событий и эрланговским временем обслуживания (случай II) и многоканальная система с ожиданием с пуассоновским потоком событий и экспоненциальным временем обслуживания (случай III). В зависимости от механизма обслуживания могут быть использованы и другие системы, однако они встречаются редко при рассмотрении потоков автомобилей.
В одноканальной системе с ожиданием заявка, поступившая в момент, когда канал занят, становится в очередь и ожидает обслуживания. При рассмотрении ситуаций, возникающих при движении потоков автомобилей по дороге, эта система характерна для случая движения с обгонами. При этом механизмом обслуживания может быть медленно движущийся автомобиль. Накопителем является полоса движения. Очередь образуется из быстро движущихся автомобилей, длина ее не ограничивается. Входящий поток — поток быстро движущихся автомобилей. Под обслуживанием понимается обгон медленно движущегося автомобиля.
В табл. 111.3 приведены все расчетные формулы для этого случая.
Основными характеристиками являются: вероятность наличия очереди и при подходе быстро движущихся автомобилей; продолжительность движения в очереди; общее время ожидания до завершения обгона (обслуживания). В уравнениях табл. 111.3 использованы обозначения, принятые в данной книге для потоков автомобилей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.