Последовательность расчета характеристик случайной функции скорости по известным характеристикам случайной функции продольного профиля следующая [17]:
определяют математическое ожидание скорости движения
mv(t)= (1.3)
где а0,и 60—переводные коэффициенты;
по корреляционной функции р(τ) определяют спектральную плотность продольного профиля
(1.4)
определяют квадрат модуля частотной характеристики
(1.5)
определяют спектральную плотность скорости движения
(1.6)
по спектральной плотности Sv(ω) определяют корреляционную функцию скорости
(1.7)
Эта методика позволяет получить средние показатели условий движения на маршрутах большого протяжения.
По величине математического ожидания скорости и корреляционной функции скорости можно оценивать необходимость применения средств организации движения, позволяющих уменьшить величину колебания значений скорости. Такой же анализ случайных изменений с позиции теории случайных функций можно сделать для таких характеристик, как траектории движения, ускорение и др.
При движении автомобиля по горизонтальному участку (т. е. при отсутствии влияния продольного профиля) наблюдается лишь «шум» скорости, т. е. небольшие колебания величин скоростей движения, вызванные действиями водителей, случайным влиянием сил сопротивления движению и т. п. При наличии продольных уклонов и кривых в плане появляются резкие изменения функции скорости, которые носят постоянный характер и наблюдаются у всех автомобилей.
При этом сохраняется и «шум» скорости около ее средней величины, зависящей от геометрических элементов дороги.
Из приведенного выше описания методики определения параметров случайной функции видно, что влияние на эти параметры геометрических элементов дороги наиболее существенно по сравнению с влиянием других случайных факторов. При движении потока автомобилей будем иметь семейство случайных функций для отдельных автомобилей.
Для более детального выяснения характера изменения случайной функции скоростей движения вдоль дороги как показателя безопасности движения представляется интересным изучить спектральный состав функции скорости. При этом критерием будет служить дисперсия этой функции.
Такое разложение может быть выполнено на основе преобразования Фурье [17]. Практически любая функция может быть заменена серией синусоид.
Можно выделить следующие группы случайных факторов, воздействующих на автомобиль: наличие на дорогах различных водителей (вызывает «шум» скорости); различие технического состояния и динамических качеств автомобилей (вызывает «шум» скорости и ускорения); изменение климатических условий (вызывает изменение скорости); изменение дорожных условий (постоянный «фон», накладывающийся на «шум» скорости).
Кроме этих факторов, значительное влияние на скорость оказывает наличие на дороге средств организации движения. По дли-де дороги эти средства располагаются случайно.
Каждый водитель, проезжающий по дороге, воспринимая случайный поток информации, изменяет режим движения автомобиля. Такой поток можно рассматривать как простейший, подчиняющийся закону Пуассона.
-, Случайный характер изменения элементов дороги и характеристик движения потоков автомобилей указывает на возможность использования теории случайных функций, при этом широкое применение может найти развивающаяся теория нестационарных случайных процессов.
I. 2.ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ
Важнейшей характеристикой транспортного потока является интенсивность движения, величиной которой определяются значимость дороги, геометрические элементы, требуемый уровень организации движения, финансирование службы эксплуатации дороги и т. п. Величина интенсивности движения используется на всех этапах проектирования дорог и при выборе средств и методов организации движения. Интенсивность движения меняется случайно как во времени, так и в пространстве (по длине и ширине дороги).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.