Методы повышения эффективности процессов добычи и транспорта газа, страница 32

86,03

4,53

2,97

1,38

5,04

134,87

96,00

3,19

0,12

0,12

0,57

148,61

88,80

5,27

2,42

1,00

2,51

140,52

88,42

5,22

2,29

1,01

3,06

134,41

82,27

7,04

3,98

1,75

5,32

138,81

94,18

1,01

.1,64

1,07

2,10

142,66

93,18

1,20

1,30

0,69

3,62

115,11

97,95

0,55

0,39

0,30

0,81

135,46

95,72

2,95

0,37

0,56

0,40

136,45

95,92

3,18

0,14

0,21

0,56

164,37

95,10

3,10

0,12

0,17

0,91

130,49

94,40

4,19

0,27

0,33

0,81

150,25

95,50

3,20

0,70

0,27

0,64

116,51

91,36

2,76

1,43

0,76

4,09

139,78


17,069

168,42

35,38

28,90

15,52

44,85

25,74

120,93

239,30'

171,28

104,51

116,54

150,79

22,32


Метод потенциальных функций

Простейший алгоритм распознавания образов, построенный на методе потенциальных функций, состоит из обучения и принятия решений. При обучении исследуются и запоминаются признаки объектов, в результате чего имеем две функции (в случае двух.

62


совокупностей) f(A) и f(B), которые можно назвать потенциала­ми.

Алгоритм, лежащий в основе принятия решения, имеет вид /(Л)>/(5), т. е. объект следует относить   к   совокупности Ау. если выполняется неравенство, и к В при обратном знаке нера­венства.

Выберем потенциальную функцию вида [2]:

где а — масштабный коэффициент; Xj — выбираемые признаки; для месторождений, относящихся к данному классу и включен­ных в обучение; х{ — те же признаки для месторождения, класс: которого необходимо определить (экзаменующиеся месторожде­ния); п — число месторождений, вошедших в обучение для дан­ного класса; т — число признаков, выбранных для классифика­ции данного месторождения.

Расчет был проведен на ЭЦВМ «Минск-32». Программа рас­чета предусматривала нормировку выбранных признаков па следующей формуле:

где х ■—среднее значение признака для месторождении, находя­щихся в обучении; а — среднеквадратичное отклонение для того*, же признака; Х{ — значение признаков экзаменуемого месторож­дения.

В обучение были взяты последовательно 4, 6, 8 месторожде­ний каждого класса и далее с тем же интервалом до 20 место­рождений каждого класса до получения 100%-ной сходимости; результатов при последующей проверке всех 59 месторождений.

Та

блица   III.6

Число месторожде-

Число месторождений,

Месторождения, выдержавшие

Число месторождений,

Месторождения; выдержавшие

ний, взятых на обучение

выдержавших экзамен на 29 (класс А)

экзамен по классу А, %

выдерж авши х экзамен на 30 (класс В)

экзамен по классу В, %

4

24

82,8

21

70

6

27

93,1

26

87

8

27

93,1

26

87

10

28

96,5

30

100

12

25

86,2

30

100

14

26

89,6

30

100

16

29

100,0

30

100

18

29

100,0

30

100;

20

29^

100,0

30

100


Проведенный расчет (табл. III.6) показал, что при учете всех девяти признаков в обучение достаточно вводить по 16 место­рождений каждого класса для получения 100%-ной сходимости всех экзаменуемых систем.