Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 90

Политическая культура проявляется в отношении большинства граждан к национальному государству, государственной власти, в  готовности к определенному типу поведенческих реакций и поступков. При этом культурные установки являются своеобразным сочетанием национально-патриотических устремлений или элементов национального эгоизма с элементами  космополитических позиций, отражающих способность людей жить гуманистическими или мировыми интересами. В современных условиях мы наблюдаем все больше усиливающуюся тенденцию к межгосударственной интеграции стран и народов на основе понимания целостности мировой политики и неизбежного стремления к ее гармонизации, как единственной, конструктивной перспективы человечества.

Главным препятствием на пути к такой перспективе и выступает политика многих стран, основывающаяся на принципах противопоставления национально-политических ценностей народов, прежде всего по линии разделения Восток-Запад. Основанием такого противопоставления выступает коренное несходство политических традиций и установок стран западной, европейской демократии и стран Востока с традиционалистско-патриархальными стереотипами политического управления. Традиционализм восточного типа имеет более глубокие исторические и социально-культурные корни, опирающиеся на высокий авторитет религиозных ценностей. А поэтому реформирование политических систем восточного типа – более сложный и исторически более длительный процесс по  сравнению с тем, как развивались страны Запада. Его ускорение имеет свои ограничения и пределы, что не желают часто учитывать западные политики, прежде всего, американцы.

Механизм становления политической культуры на уровне отдельного индивида характеризуется понятием политическая социализация. Политическая социализация - процесс индивидуального политического становления и  развития, овладения элементами политической культуры, результатом которого является политическая личность или гражданин. Характер социализации, ее результаты в виде определенного типа политической личности в первую очередь определяются типом государства и политического режима. В соответствии с этим известный французский политолог М. Дюверже выделил два основных типа политической социализации: монолитический и плюралистический.

Монолитический тип социализации характерен для авторитарных или тоталитарных политических систем, в которых доминирует единая система идеологических и полититических ценностей, а власть жестко контролируется господствующей политической группировкой. Социализация при  этом осуществляется на безальтернативной основе и сводится к принудительной обработке сознания граждан и навязывания им  официальной доктрины, или идеологии правящей партии. Возможность обрести самостоятельную политическую точку зрения, позицию остается небольшой.

Плюралистический тип социализации, характерный для демократических стран, осуществляется более свободно при реальной возможности идеологического выбора и вне жесткого контроля со стороны государства или влиятельных партий. При этом, политическое становление личности опосредовано ее социальным окружением, идеологические предпочтения которого безусловно выступают определяющими при формировании политического мировоззрения гражданина.

Процесс политической социализации наиболее интенсивно протекает в период детства, отрочества и юности, заканчиваясь в основном к моменту взросления и обретенья индивидом полного комплекса формальных конституционных прав. Основными институтами (организационными структурами) социализации, через посредство которых осуществляется политическое воспитание будущих граждан, являются семья, детский коллектив (школа), учебный и трудовой коллективы. На формирование  политических позиций оказывают воздействие общественные организации, политические партии, государственные институты и учреждения. Главным институтом социализации при авторитарном режиме выступает государство и правящая партия ее идеологией, совпадающей, как правило, с государственной.