Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 26

 Именно Монтескье - автор фундаментальной теории разделения властей как способа контроля за ее носителями, средства противодействия общества монополизации властных функций. Сам мыслитель выступает последовательным сторонником представительной демократии как наиболее умеренной формы власти, находящейся под контролем народа.

Еще более радикальными были политические взгляды его современника  и соотечественника Жана-Жака Руссо. Сердцевину демократической концепции Руссо составляет идея народа как единственного суверена и носителя государственной власти. Ее выражением должно выступать прямое представительство народа или реальная демократическая республика. Концепция Руссо носит явно антимонархический характер.

Одним из главных зол общества мыслитель считает частную собственность, однако он не является сторонником ликвидации права собственности. Наоборот, собственность он считает одним из краеугольных камней общественной жизни и государства. Руссо призывает к ограничению богатства и элементам уравнительности в обществе, к гражданскому контролю над властью и государственными структурами.

Идеями народного суверенитета, контроля за властью или  прямого народовластия, а также разделения властей  французский просветитель, фактически вооружил деятелей Великой революции 1789 г. Принципы свободы, равенства, демократии, защищаемые мыслителем стали главными революционными лозунгами для многих поколений политических борцов за справедливость, а также стали главными идеологическими ценностями для широких народных движений 19 и 20 столетий.

Своеобразным дополнением и углублением политических идей французских просветителей стали социально-философские взгляды и теории представителей немецкой классической философии Канта и Гегеля, которые также принадлежали к различным идеологическим течениям.

Иммануил Кант стоял на позициях договорной теории государства и также разрабатывал концепцию разделения властей и политического республиканизма. Главным его вкладом в социально-политическую теорию стала концепция правового государства, объединенная им с общей теорией морали.  

Условием моральности человеческого поведения, согласно Канту, является его автономность, свобода, осознанность. Однако свобода индивида упирается в его несовершенство, незнание, рождающие безответственность, преступность. Такой индивид нуждается в ограничении свободы со стороны. В гражданском обществе таким главным ограничителем выступает право, закон, на страже которого стоит государство как выразитель общей воли. Поэтому внешним общезначимым критерием моральности гражданина и государства выступает соответствие их действий закону. Именно поэтому нормальное гражданское общество и государство – это правовое государство, где реализована идея закона.

Младший современник и последователь Канта, Гегель придал своей политической концепции характер метафизической (универсальной) целостности, рассматривая гражданское общество и государство как ступени развития мирового духа. Именно в гражданском сообществе и правовом государстве реализуются высшие духовные способности индивида.

 Постижение этой системной целостности как единства моральности и законности возможно через сознательное участие индивида в функционировании системы гражданских и государственных связей. Их начальной ступенью выступает система личных потребностей, следующей - гражданские корпорации и наконец, представительства государственного правопорядка (полиция и суд). Естественно, что такой структурированной и строгой системе отношений отвечает по Гегелю монархическое государство с элементами разделения властей.

Для Гегеля идея государства – это идея реализованной свободы, означающей познанную необходимость правовой гражданственности. Поэтому она выглядит несколько романтичной и абстрактной, доступной лишь развитому теоретическому сознанию. Тем не менее, политическое учение Гегеля, особенно в области правового государства и целостной теории гражданского общества, сыграли важную роль в развитии политической теории и практики 19-20 –х столетий.