Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 16

В обществе деполитизованном гражданская жизнь образует относительно автономную, независимую от прямых политических влияний сферу. При этом политический процесс и его результаты не сказываются напрямую на качестве жизни людей, что и создает ситуацию определенной личной гражданской свободы. Поэтому, социальная свобода сегодня – это, прежде всего защищенность от непосредственной политической конъюнктуры и прямого  влияния государственно-политических институтов разного уровня.

В рамках обозначенных двух типов политических обществ сегодня развивается политическая жизнь и политический процесс в отдельных странах. Очевидно, что к политизованным относятся страны с тоталитарным политическим режимом, где политические принципы и механизмы определяют решения всех социальных проблем, а политические критерии оценки ставятся во главу угла и на уровне функционирования государства и на уровне жизнедеятельности всех социальных групп и индивидов.

Политизованной также является общественная жизнь авторитарного государства, поскольку его сутью является создание привилегий для властной верхушки, а смыслом ее политики – охрана этих привилегий. При этом, однако, политика составляет круг интересов и занятий меньшинства, а гражданам отводится роль простых наблюдателей-статистов или исполнителей. Таким образом, политика дистанцируется от частной и гражданской жизни, поскольку сфера частных интересов не несет прямой угрозы правящей группировки и ее лидеру. Общая политизация в данном случае возникает в условиях жесткого противоборства или войны граждан против правительства, узурпировавшего власть, т.е. во время кризиса режима или революции.

Однако и в условиях демократического политического режима, сутью которого является защищенность сферы гражданских (социально-экономических) отношений от прямого политического произвола, субъективизма, политизация общественной жизни может значительно усиливаться. Это происходит, во-первых, в ситуации явной внешнеполитической угрозы, которая сопровождается неизбежной консолидацией граждан и власти; во-вторых, при возникновении внутриполитического кризиса в стране, от которого не гарантирует никакая демократия. В-третьих, усиление влияния политического процесса на социальные процессы связано с проведением периодических общенациональных кампаний по выборам в центральные органы власти.

Таким образом, три основные модели политического сообщества характеризуются:

Первая – тоталитарная, всеобщей политизацией общества и принудительным вовлечением всего населения в качестве участников политического процесса;

Вторая – авторитарная, частичной деполитизацией общества и принудительным отсечением значительной части или большинства граждан от политического участия;

Третья – демократическая, очевидным разграничением (законодательно закрепленным) сферы политических и неполитических отношений внутри сообщества, причем границы государственно-политической и гражданской подсистем не являются постоянными, а политический процесс то усиливает свое воздействие на гражданское общество, то ослабляет.  В соответствии с этим меняется место и значение политики в  обществе, изменяется также содержание самой политики, меняется и характер социальных процессов в целом.

Именно третья модель – демократическая, по сути -  и выступает принципиальным объектом политологических исследований, областью реализации научных технологий. Научное постижение политики, таким образом - это  изучение принципов функционирования системы демократии.

В рамках этой системы политика представлена следующими секторами: во-первых, сферой отношений государства и гражданского общества; во-вторых, сферой функционирования системы государственно-политической власти самой по себе. В свою очередь, совокупность связей государства и гражданского общества выражается двояко: во-первых, через участие граждан в процессе формирования органов власти и их представителей, а также осуществления контроля за ней посредством СМИ, групповых и  массовых акций; во-вторых, через регулятивно-управленческое воздействие структур власти на гражданское общество, их посредничество в гармонизации интересов социальных групп.