Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 54

Носитель политической власти, ее субъект выступает в роли посредника в согласовании интересов основных слоев и групп общества и стремится при этом получить максимальную поддержку со стороны общества. Деятельность его нельзя рассматривать вне влияния общественных групп. Поэтому эффективность деятельности власти есть результат общей мобилизации всех социальных резервов и ресурсов. Именно организованность, зрелость гражданского общества является главным ресурсом политической власти в современном демократическом государстве.

6.2.  Формы и принципы реализации государственно-политической власти. Политический режим

Говоря о механизме проявления, функционирования политической власти, мы имеем в виду власть государственно-политическую, во-первых. А во-вторых, речь при этом идет о деятельности субъекта власти и о взаимодействии субъекта с объектом в процессе реализации властных отношений.

Действия, деятельность субъекта государственно-политической власти по реализации своих полномочий и возможностей осуществляется в виде специфических форм воздействия или влияния на объект. Это влияние реально и возможно только при соответственных качествах самой власти, ее субъекта. К таким качествам, составляющим принципиальные основания или принципы функционирования государственно – политической власти относятся:

·  Суверенность, под которой понимается автономность субъекта власти, его самостоятельность, относительная независимость от прямого давления различных общественных групп и, в то же время, независимость от влияния внешнеполитических сил

·  Легитимность, предполагающую наличие реального авторитета или поддержки со стороны общественного мнения, более-менее значительной части общества

·  Единство, означающее как целостность субъекта  власти, государственной и политической, так и единства носителя власти и общества

·  Легальность, то есть, подконтрольность закону как с позиций процедуры формирования органов власти, так и с точки зрения ее действия в рамках конституционного правопорядка

·  Разделение /институциональное/, предполагающее распределение властных полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями (парламентом, правительством и Судом) с целью ограничения властного произвола  путем  сосредоточения власти в одних руках, а также -  специализации управленческой деятельности.

К существенным принципам функционирования власти в демократическом государстве также относится принцип политического плюрализма, который предполагает необходимость и возможность влияния на субъект государственной власти, на процесс принятия важнейших его решений многочисленных гражданских групп или деятельность групп давления, отражающих широкий спектр общественных интересов.

Основными функциональными направлениями действия государственно-политической власти или формами ее проявления являются: господство, управление, руководство, мобилизация, организация, координация и контроль. Их реализация опосредуется, как уже отмечалось ранее, наличием  реального властного авторитета, который в современном государстве есть авторитет закона, правопорядка и одновременно, авторитет моральный, основанный на популярности правящей партии, ее программы и ее лидеров,  на поддержке их общественным мнением.

Поэтому технология влияния власти основана на двойственности ее носителя, двойственности ее сущности, проистекающей из необходимости служить укреплению и сохранению доминирующего положения правящей политической группировки, партии, с одной стороны, и служить организационно-управленческим началом по удовлетворению социально-экономических и культурных  потребностей и интересов основных групп и слоев гражданского общества, с другой. Двойственность государственно-политической власти и ее структурное  разделение на три главных ветви (законодательную, исполнительную и судебную) являются объективным основанием и предпосылкой  неэффективности государственно-политического управления, неспособности субъекта власти решать многие общественные проблемы.