Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 93

Стихийность, неосмысленность политических действий гражданина обусловлена  их коллективистским характером. Так как индивиды  участвуют  в политических акциях или движениях в составе групп и формирований, ориентируясь на групповые установки, реакции и формы поведения. Именно принадлежность к политическому течению, партии, или обычной политизированной толпе – главная детерминанта поведения индивида с присущей ему  стихийностью, реактивностью и безответственностью. Именно психология коллективно-массовых субъектов – составляет основание всей политической психологии, раскрывая механизм политики с его характерной доминантой воли над разумом.

 Наибольшей политической утопией является  миф-утопия о возможности правления разума или правления мудрых в государстве популярная со времен Платона до настоящего времени. К доказательству разумности своей политики и своих действий сводится вся идеологическая деятельность политиков и государственной элиты всех поколений и всех типов государств. Ибо признать возможность неразумности собственных действий для политика равносильно признанию собственной ограниченности, нечестности и неконструктивности.

Итак, политическое сознание как духовная составляющая политической культуры является в сути своей идеологией или политическим мировоззрением-программой политической группировки или партии, естественно отражающей интересы этой группировки. Но, адресуясь к обществу, гражданам, идеология стремится представить свою модель государства и власти как единственно правильную, соответствующую якобы интересам большинства, если не всех жителей страны. Поэтому – ложь, фальсификация реальности – неотъемлемая сущностная черта любой идеологии. Степень этой лжи может быть меньшей или большей, но ее элемент присутствует в любой идеологической программе.

«Историки фальсифицируют прошлое, а идеологи – будущее!» - отметил известный словенский писатель-публицист Жарко Петан, тем самым ярко выразив эту глубинную сторону политической духовности. Единственным относительным механизмом защиты от диктата идеологии является политический и идеологический плюрализм, т. е. легальное присутствие в социуме нескольких идеологических течений, свойственное странам реальной демократии. Это дает возможность сравнивать их содержание, выбирать наиболее оптимальную с точки зрения индивидуальных и групповых интересов.

Но даже идеологический плюрализм не защищает сознание граждан от политических манипуляций и идеологических спекуляций с целью превращения их в сторонников партии,  ее программы. Чем острее идеологическая и политическая борьба тем, сложнее избирателю сделать свободный, осознанный выбор.

Степень идеологизации общества напрямую зависит от социально-экономического и политического положения в стране. В условиях социального кризиса она неизмеримо возрастает. Свидетельство этому – политическая ситуация в Украине, для которой характерны высокий уровень идеологического и политического противостояния, беззастенчивая манипуляция сознанием и настроениями граждан.

Другой образец идеологизированного общества являют страны с жесткими авторитарными или тоталитарными политическими режимами, где существует режим доминирования одной партийной, государственной идеологии, подобно тому, который присутствует на Кубе. В этих обстоятельствах идеология превращается в средство духовно-политического контроля над гражданами, главным инструментом  управления поведением граждан.

Идеология накладывает определенные ограничения на другие духовные ценности: мораль, религию, право, способствует их обесцениванию, ослаблению. Поэтому основным условием социального и политического прогресса стран мира и мирового сообщества в ХХ1 – м веке  является деидеологизация политики и общественной жизни. Освобождение от идеологических подходов и стереотипов означает возможность ведения социального диалога на языке гуманистических, моральных ценностей, требований, с позиций которых любая страна, нация или личность обладают самодостаточностью и  ценностью.  Осознание этого предполагает сознательное ограничение сферы влияния политических технологий, направленных на манипуляцию сознанием граждан.