Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 56

Слово и понятие «демократия» в современном научном языке имеет несколько значений, контекстов употребления, что само по себе является источником многих недоразумений, смысловой путаницы. Ситуация смысловой  неоднозначности активно используется идеологами и политиками для самых недобросовестных политических спекуляций и мистификаций, как самое доступное и эффективное средство политических манипуляций. В особенности это справедливо для стран подобных Украине, где демократия делает свои первые шаги. По сути, с ней отождествляется социально-политический идеал современной цивилизации. Но как всякая идеализированная модель, демократия очень далека от совершенства.

Демократия-слово греческого происхождения, в переводе означающее народная власть или власть народа. В социально-политических науках и в политическом лексиконе это слово имеет три наиболее очевидных значения:

Во-первых, оно обозначает реальное народовластие или прямое правление народного целого или большинства;

Во-вторых, под демократией понимается форма государства, в котором юридически  (на уровне Конституции), закреплено право граждан, значительной их части, по крайней мере, на участие в формировании органов государственной власти или избрание ее главных представителей;

В-третьих, демократия характеризует систему политических ценностей и выступает синонимом понятий «свобода», «справедливость» и «равенство» также составляющих характеристику высокоразвитых политических сообществ. В данном контексте следует говорить об историческом типе государства, в котором реализована идея народовластия, т. е. политическая его организация позволяет гармонично сочетать интересы отдельного гражданина и всего сообщества.

В ходе истории государства и политической мысли,  представления о содержании и  значении демократии претерпели значительные изменения, вместе с изменением понимания смысла других  политических понятий: народ, государство и т. п. Во времена Платона и Аристотеля, античных мыслителей – разработчиков теории демократии, народ отождествлялся с мужской половиной  свободнорожденных афинских граждан, составлявших явное меньшинство населения  греческого полиса, большинство из которых были рабами. Но и такому правлению активных носителей права голоса Аристотель предпочитает власть немногих, но лучших, т. е. правление аристократического типа. Демократия была бы возможной и предпочтительной, по мнению мыслителя, только в случае, если бы жители полиса-государства знали друг друга в лицо. Следовательно, утверждает он, демократия как реальное и прямое правление народа возможна для очень небольшого по численности народа и государства.

За тысячелетия, прошедшие со времени появления идеи политического народовластия и вплоть до настоящего времени, демократии в прямом значении этого слова как прямого правления народа в масштабах государства не существовало и не существует. Оно – невозможно  по сути, политически, так как невозможными является полное единство интересов всех граждан и единая их целостная народная воля. Оно невозможно и технически или организационно, так как предполагает необходимость каждодневного присутствия и участия в принятии решений всех сограждан.

 Так называемая прямая демократия,  может осуществляться лишь ограниченно или фрагментарно либо через референдумы или другие единовременные массовые гражданские акции, которые составляют элемент общего механизма функционирования власти, либо в очень усеченных масштабах, на уровне общин или гражданских формирований (через общие собрания участников).

Основным видом реализации политической демократии является непрямая или представительная демократия, осуществляемая через представителей народа (депутатов, делегатов, уполномоченных). Представительная демократия есть реальное правление меньшинства, реализуемое правящими группировками или группировкой от лица всех граждан, независимо от того, все ли граждане делегировали этих представителей, голосовали за них, или не все.