Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 51

Главными формальными представителями или субъектами государственной власти выступают институты или органы государства в лице, прежде всего, законодательной, исполнительной и судебной властей, осуществляющих главные функции по применению власти и управлению обществом. Субъект государственной власти представляет собой сложную структурированную в горизонтальном и вертикальном измерениях систему. Единство его относительно, неполно. Между структурными частями аппарата государственной власти существуют определенные нестыковки, противоречия, выражающиеся формально в нечетком разделении властных полномочий органов, а, по сути – в столкновении интересов различных групп политической элиты, бюрократии на разных уровнях ее пребывания.

И в то же время, государство на всех уровнях существования своих структурных единиц, являет относительно целостный комплекс, действующий в виде консолидированной авторитетной силы, представленной силой закона и правопорядка. Объектом их легального влияния выступают структуры и элементы гражданского общества, социальные организации и граждане. Действие аппарата, органов государства характеризуется двойственностью, которая выражает необходимость обеспечения абстрактного равенства всех граждан, в том числе, администраторов, перед законом и одновременно устанавливает систему привилегий для носителей государственной воли. Таким образом, в лице нормального правопорядка всегда формализуется реально существующее неравенство государственной элиты и гражданского большинства.

 Политическая власть, существующая в виде системы структурированных отношений внутри государства, а также на стыке взаимодействия государства и гражданского  общества, являет собой особую систему взаимосвязей, в концентрированном виде отображающую динамику властных взаимодействий во всех сферах общественных (межличностных, межгрупповых, межнациональных и пр.) отношений. Она представлена через посредство политической организации общества в виде, прежде всего, государства, его институтов, а также в виде отношений доминирования-подчинения, субъектами которых выступают политические формирования: элиты, влиятельные партии и  группировки вместе с их лидерами.

Следовательно, политическая власть представлена более широким спектром субъектов. Более того, центр политической власти не всегда олицетворяется государством как ее принципиальным носителем. В условиях слабости или кризиса государства, отсутствия легитимной государственной власти ее центром становятся  политические организации, партии, движения. Такая ситуация неизбежно приводит к конфликту между двумя властями (политической и государственной), который завершается переходом государственной власти в руки наиболее влиятельной партии (группировки) и естественным объединением этих двух властей.

Таким образом, тенденция к единству двух властей, политической и государственной, является естественной и наиболее существенной закономерностью в развитии политической власти. Но их однозначное единение, целостность характерны только для очевидно авторитарного или тоталитарного общества. В условиях выраженной демократии полного единства политической и государственной властей не существует, а их соревнование фактически выступает основным движущим фактором развития всей политики, политического процесса.

Объекты у политической и государственной властей также различны, так как полномочия государства, его функции более четко очерчены  границами права в рамках регулирования строго определенных сфер функционирования гражданского общества, его структурных элементов, поведения граждан. Объектом же политических влияний  и устремлений предстает более широкий спектр групповых, общественных и личных потребностей и интересов, в том числе, сфера духовно-ценностных предпочтений, поскольку политическое влияние осуществляется,  прежде всего через идеологические средства, путем воздействия на все уровни сознания индивидов.