Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 52

Политическое, властное влияние – спекулятивно, по сути, так как стремится опираться на все доступные средства воздействия на граждан и общество и, прежде всего, путем установления контроля над общественным мнением, системой популярных общественных ценностей, соответственно, средствами массовой информации.

В результате, обнаруживаются существенные различия между политической и государственной властью и по субъекту их, и по объекту, и по средствам взаимодействия субъектов с объектами. В качестве таких средств  политической власти служит преимущественно идеология, а для государственной – закон, право. Эти различия проявляются и в механизмах функционирования властей, которые пересекаются между собой, однако не совпадают вполне.

Современное государство является, прежде всего, правовым институтом, носителем закона, его исполнителем и его гарантом, а также арбитром в разрешении правовых споров. Закон, следовательно, вторая сторона лица государственной власти, которая с одной стороны представлена системой административных должностей и статусов, обозначенных Конституцией и законами страны. С другой стороны, она представлена  правопорядком, который обеспечивается сложившейся устойчивой системой связей и отношений внутри основных сфер общества, между элементами его структуры, гражданами. Государство, закон, порядок – это понятия – синонимы, слова в которых выражается сущностная сторона государства и государственной власти.

Государственная власть действует от имени закона, в рамках закона и через закон, она – власть закона как системы устойчивых правил, соответствующих интересам всех членов общества независимо от их социального статуса. Фундаментом закона, основанием его эффективности и функциональности, выступает, прежде всего, сложившаяся система социальных отношений между основными слоями и группами общества, а социальным носителем – корпорация государственных служащих или государственная бюрократия. Именно бюрократия составляет основной субъект государственной и одновременно влиятельный субъект политической власти в лице обладателей важных государственных должностей.

Формальным субъектом – носителем  политической власти выступает правящая политическая группировка, партия, а также ее руководитель, которые контролируют главные государственно-политические институты представительной и исполнительной властей  (президентскую администрацию, правительство, парламентское большинство). Однако возможности политической группировки как субъекта властного влияния ограничены и временными рамками, и юридическими (конституционными полномочиями), и технически (в рамках контроля части аппарата государства) и политически (необходимостью учитывать мнение оппозиции). Поэтому так называемая правящая партия вынуждена делить свою власть с государственной бюрократией и действовать в условиях постоянного давления со стороны своих политических конкурентов и структур гражданского общества.

Таким образом, если государственная власть – легально существующая система неравенства, закрепленная в правопорядке, то политическая власть выполняет по отношению к ней также двойственную функцию, смысл которой, во-первых,  своеобразная попытка преодоления существующего де – факто гражданского  неравенства путем ротации правящей группировки, а во-вторых, сокрытие и фальсификация этого реального правового неравенства в рамках самого демократичного общества и государства.

Следовательно, существенная тенденция функционирования государственной власти отражает ее стремление к стабилизации и консервации властной структуры и социально-политического неравенства. Политическая власть как динамический компромисс и соревнование политических группировок склонна к неустойчивости нестабильности, что провоцирует политические группировки к ее узурпации, к авторитаризму, как средству закрепления и сохранения своего доминирующего положения.

В итоге, конкуренция политической и государственно-административной власти – неизбежна. Она составляет главное содержание политического процесса как процесса состязания интересов административно-властных групп с интересами партийно-политических, влиятельных группировок. При этом механизм демократии обеспечивает условия достижения временного компромисса между группировками, с последующим его разрушением.