Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 78

Отталкиваясь от различных трактовок природы лидера, многие исследователи придерживаются комплексного подхода к проблеме, рассматривая это явление  в контексте сочетания субъективно-личностных характеристик политика с влиянием объективных условий его деятельности и влияния его окружения. Однако многообразие взглядов на проблему, прежде всего, свидетельствует о действительно неоднозначном и сложном механизме проявления индивидуального начала и роли политика в политическом процессе и политической истории. Очевидно, что степень реального воздействия  политического авторитета на характер и суть событий может существенно меняться вместе с изменением его объективного статуса и политических обстоятельств.

К важным факторам изменения личностной роли политика относится и политический режим. В условиях авторитарного режима возможности и политическое влияние лидера значительно расширяются, вследствие чего вся политика страны субъективируется, принимая образ национального вождя. При демократии возможности влияния отдельного политического авторитета опосредуются системой более сложных связей и воздействий. При этом масштаб личного воздействия имеет не только четкие правовые границы, но и временные, обусловленные, в частности, сроком государственно-политических полномочий политика или временем занятия им государственного поста. Примером этого может быть фигура президента или премьер-министра. границы влияния которых ограничены сроком конституционного занятия своего поста; после его оставления  многие современные политики практически сходят с политической сцены.

Политический процесс и политика современного типа часто превращают политиков в технические фигуры, осуществляющие посреднические функции в системе политических отношений и взаимосвязей, как во внутренней, так и во внешней политике страны.

В этой связи, классик социологической и политической науки Макс Вебер предложил три модели или механизма политического лидирования, средоточием которых является деятельность политического лидера.

1. Традиционное лидерство характерное для доиндустриальных  обществ, в которых авторитет политика освящается социальными традициями, религией, патриархальным укладом жизни. Формой проявления такого лидерства выступали древние монархии и теократии.

2. Рационально-правовое лидерство, при котором опорой авторитета политика выступают устойчивые законы и правопорядок, прозрачные механизмы власти, пользующиеся доверием граждан. Такое лидерство характерно для государств эпохи зрелой демократии.

3. Харизматическое лидерство, основанное на личностных характеристиках политиков, их обаянии и  явно вождистских качествах, позволяющих добиться почти слепого доверия граждан. Обладатели харизмы- безусловно выдающиеся политики, авторитет которых становится важным фактором политического влияния и в условиях демократии и при авторитарном режиме.

9.3. Функции, типология и социальное значение деятельности лидера

Политическим лидерам принадлежит важная роль в качестве субъектов политического процесса в стране, а также и в международных общественно-политических отношениях. Реальное их влияние проявляетсяв многообразных функциях. К главным функциям лидеров относится:

·  Легитимация политической власти, строя, порядка;

·  Интеграция общества или социально-политической общности;

·  Управление обществом, организацией, группой;

·  Коммуникация или посредничество в отношениях между политическими силами, властью и обществом;

·  Социальный арбитраж в конфликтах и спорах;

·  Мобилизация общественных групп и сил на определенные действия;

·  Инициация социально-политических реформ, новаций и др.

Однако, способность политика выполнять ту или иную функцию, либо реализовывать весь их комплекс также обусловлены многими объективными и субъективными факторами, которые являют себя в виде определенной политической ситуации, быстро меняющейся как правило. Именно поэтому личностное влияние одного и того же человека на политическую динамику может резко меняться. Так, распад СССР в 1991 году молниеносно превратил президента страны и признанного лидера Михаила Горбачева в политический труп или лицо без всякого политического влияния и в России, и за ее границами.