Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 107

Некоторые идейные группировки делают акцент на изменение, раскрепощение самого человека, через нравственную «революцию в себе», через самовоспитание в качестве средств создания нового общества. Социальным идеалом для новых движений выступает общество в виде самоуправляющихся мелких, автономных коммун, без централизованной главной власти.

Последние десятилетия 20 века ознаменовались еще одной  волной социально-политических течений, для которых характерным является своеобразное дистанцирование от традиционных политических идеологий. Речь идет о так называемых альтернативных движениях и доктринах, которые  не представляют целостную идейно-теоретическую систему. Эти концептуальные направления несут на себе отпечаток глобальных или общечеловеческих проблем и противоречий, складывающихся на стыке политической и технологической сфер жизнедеятельности современных государств.

Главной неполитической проблемой для них является экология, выживание человечества в условиях продолжающейся экспансии техники и производства на окружающую среду. Содержание этого направления реализуется  в концепциях социальной и политической экологии, решающей задачу по концентрации усилий стран, правительств и народов на обеспечение охраны природной среды, ограничения негативных последствий индустриализации. В этом контексте борьба за новые безвредные или безотходные технологии и оптимизацию отношений с природой одновременно является борьбой за новое общество и новую политику, смыслом которой есть самоограничение и самоконтроль, отказ от принципов политического доминирования в международной сфере.

В политической сфере сторонники альтернативного развития примыкают к так называемым антиглобалистам, выступающим против политики крупных мировых держав, прежде всего США и других членов «восьмерки» развитых стран, направленной на установление одностороннего политического, технологического и экономического доминирования  над более слабыми странами-членами мирового сообщества. Сутью протестных требований антиглобалистов является  стремление к установлению нового миропорядка, новой демократии с уклоном на защиту интересов слабых стран, перераспределения ресурсов в их пользу. Содержанием новой демократии является децентрализация государственной власти, перераспределение функции принятия политических решений в пользу гражданских групп.

Социально-политическим идеалом антиглобалистов и сторонников альтернативных идей является модель экологического общества – своеобразного сочетания идеалов коммунистического и демократического типов, основанного на прямом гражданском участии, коллективном перераспределении социальных благ, групповой самодеятельности, самоуправлении и жестким контролем над технологическим развитием. Государственная централизация заменяется регионализацией, которая в перспективе должна привести к планетарной федерализации на уровне региональных общин.

Утверждение новой модели политических отношений и структур предполагает пропаганду и принятие универсальной системы духовно-политических ценностей, утверждающих личностную самодостаточность, внутренние самоопределение и самоидентификацию, а также возврат к первичной коллективности и непосредственности социально-экономических и политических связей и отношений. В конечном счете, в идейных устремлениях новых инициативных движений смыкаются идеалы древних античных утопий и иллюзии современников, связанные с надеждой на преодоление политических и неполитических проблем начала нового тысячелетия.

Одно из заметных течений современной социально-политической духовности составляют  религиозные доктрины классических мировых религий и многочисленных вероучений модернистского толка, образовавшихся на стыке с влиятельными религиями.  Активизация  деятельности духовных конфессий и их сторонников также во  многом обусловлена сложностью и противоречивостью современных цивилизационных процессов, неспособностью или нежеланием государств и правительств учитывать реальные требования народов и граждан.