Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 22

В этот период политическое развитие многих стран определялось своеобразным соперничеством между духовной или церковной властью и властью  сеньоров или монархов. Во многом традиция этого соперничества утвердилась на почве варварской, примитивной политической организации раннего средневековья, основанной на почве непрерывной военной экспансии европейских племен и их вождей-правителей. Именно христианская  церковь, ее иерархи выступали основным сдерживающим фактором диких, завоевательских инстинктов слаборазвитых европейских народов и их вождей эпохи   становления европейских народностей и наций. Церковь служила мощным цивилизующим элементом для варварской культуры и примитивной политической организации средневекового общества.

Идейные  принципы  средневековой политической мысли получили свое развитие в рамках теологии или философии религии, основной формы научного знания этой эпохи. Теология или наука о боге и мире в контексте божественного творения природы и человека, также включала теорию власти. Смысл этой теории можно выразить краткой формулой: «Нет власти, которая не от бога!» Таким образом, христианство объясняло и государство, и власть божественным промыслом.

Вместе с тем, условия  социально-политической конкуренции церкви и государства, о  которых уже было сказано ранее, а также тяжелые обстоятельства первых лет становления христианской веры, определили более сложный контекст понимания политики и государственной власти с позиций различных теоретиков и учителей европейской христианской теологии. Определенный импульс такого проблемного  отношения веры и власти заложен в знаменитых евангельских словах Иисуса Христа: «Богу - Богово, а кесарю - кесарево!». Этими словами Иисус разделяет сферу социально-политического или государственного интереса и сферу духовного, прямо устремленного к Богу.

В Евангелии есть еще одно место, в котором речь идет о характере власти земной или политической с идейных позиций христианской веры. Оно связано с эпизодом попытки соблазна Иисуса Сатаной в период его сорокадневного поста накануне начала проповедничества. Иисусу было обещана власть над царствами земными в обмен на служение Сатане. Тем самым как бы подчеркнуто, что дела государственного управления, власти земной – в подчинение нечистой силы, но не прямого благословения господнего.

Теоретическим выражением этих сложных идейных и политических составляющих Средневековья и явилась политическая мысль ее выдающихся представителей. Наиболее известными политическими учениями этой эпохи являются социально-политические и теологические системы Августина Блаженного (4-5 вв. н. э.) и Фомы Аквинского (13 в.).

Августин, как представитель раннего Средневековья, акцентирует внимание на различии царства небесного (Града Божьего) и царства земного (Града земного), воплощением которого есть государство. Государство - средоточие греховных страстей, эгоистических интересов и произвола,  или «шайка разбойников» по Августину. При этом форма государственного правления не имеет реального значения. Перспективу государства мыслитель видит  в контексте христианизации государственной власти. Только в этом направлении государственная жизнь может соответствовать божественному предопределению, божественной истории.

Фома Аквинский жил в эпоху зрелого Средневековья и относительно устоявшегося феодального государства. Его учение несет отпечаток этой относительной политической гармонии. Божественный миропорядок, по мнению Фомы, представляет собой своеобразную иерархию ступеней, которую венчает Господь. Государство-выражение этой иерархии, содержанию которой отвечает именно монархия или единовластная организация во главе с государем.

Божественная иерархия реализуется через соответствующую систему законов, выражающих миропорядок. Высший ряд законов составляют божественные, им соответствует следующая ступень – естественные законы или законы природы, на самой низшей ступеньке организации – законы человеческие, установленные в государстве. Человеческие законы-постановления или позитивное право согласно учению Аквинского должны выражать дух естественных законов и, тем более, богоустановленных, божественных. В этом – предпосылка нормального развития общества и государства, которому отвечает монархия политическая.