Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 15

Однако, цивилизационный или общесоциальный контекст политической реальности является предметом анализа философии политики как составной части философской науки. Политология исследует политический мир на государственно-политическом уровне его пребывания как основной сферы реализации политико-властных отношений. Речь идет, следовательно, об изучении пространства институализированной политики, представленной в виде политической организации общества.

В основе политической организации лежит разделение общества на социально-политические общности и формирования, связанные между собой отношениями господства-подчинения и воплощенные  в государственно-политическом механизме власти. На общемировом уровне такая организация представлена в виде национальных государств, союзов и блоков государств, а также влиятельных международных организаций, обслуживающих интересы стран и политических союзов. На этом уровне политика представлена как система более-менее сложившихся международных связей и отношений, первичной составляющей которых является внешнеполитическая деятельность (внешняя политика) отдельных государств.

Именно национальное государство как организация в широком смысле социума или общества-государства выступает главной структурно-организационной единицей политики. Таких политических единиц-государств в  мире насчитывается более двухсот. Социально-политическая  система или государство в свою очередь состоит из двух относительно-самостоятельных комплексов-подсистем: власти и общества, которые противостоят друг другу как альтернативные социальные силы, образуя основание политической структуры сообщества-государства.

Общество и власть в их сочетании могут образовывать три основных качественно своеобразных типа политической организации. Первый тип характеризуется расколом между властью и обществом, их постоянным противостоянием и противоборством скрытым или явным. Такой способ политических отношений характерен для авторитарного государства, где власть работает только в своих интересах, а народ  предоставлен сам себе.

Второй тип политической организации характеризуется жестким единством власти с обществом, которая проникает и поглощает собой все общество. Такой «союз» свойственный тоталитарному государству или этатизированному (огосударствленному) сообществу, где весь спектр социальных связей и отношений проникнут идеологической и политической целесообразностью. К началу 21 века таких государств в мире осталось немного, например, Северная Корея. Хотя в середине минувшего столетия такая модель общества была весьма популярной.

Третий тип политически организованного общества существует в виде демократического государства-общества, где отношения власти и народа осуществляются на уровне социального и политического компромисса-сотрудничества. Основу этого компромисса составляет конституционно-правовой договор, определяющий взаимные права и полномочия государственно-властных структур и граждан, их объединений. Социальным основанием демократии выступает принцип законодательного ограничения пределов властного влияния на общество и сферу его компетенции. Что дает возможность развиваться экономике и другим сферам общества вне прямого контроля политики, ее вмешательства.

Таким образом, демократия является единственной типом социально-политической системы, где главным принципом организации является ее политическое самоограничение или отделения политико-властных отношений от отношений гражданских, что позволяет гражданам реализовывать свои потребности и интересы вне прямого влияния, контроля со стороны политики и политиков.

Представленные формы политической организации общества указывают на возможность существования двух его основных разновидностей: политизованного и деполитизованного. В рамках первого возможности политического влияния на жизнь людей могут быть практически неограниченными. И наоборот, все социальные и личные проблемы неизбежно   упираются в государственно-политический способ их разрешения. Именно на такой стадии своего развития находится сегодня и украинское общество и его граждане, выступая в роли непосредственных заложников политики.