Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 86

В результате, многие политические партии и группы граждан в Украине выступают с требованиями придания официального статуса русскому языку, которым владеет большинство населения страны. Эта проблема особенно остро звучит в периоды проведения избирательных кампаний.

Межнациональные противоречия достаточно остро проявляются в Крыму, где проживают три крупные этнических группы: русские, татары и украинцы, а также представители других национальностей. Их специфическому характеру способствует процесс возвращения на историческую родину крымско-татарского народа и возникающих при этом проблем расселения и распределения земельной собственности.

В условиях становления политической системы и институализации государственной власти периода политического перехода государственное руководство Украине не было готово к выработке квалифицированной и конструктивной национальной политики в республике. Свидетельством этому являются элементы идеологических противоречий, возникающих в отношениях России и Украины на почве национальных аспектов политики. О наличии таких противоречий свидетельствуют также лозунги, требования украинских политических партий на почве разных трактовок сути национальной политики в республике. Сугубую остроту этим проблемам придают общеэкономическая и социальная нестабильность в стране на фоне низкого уровня жизни большинства ее граждан. 

Таким образом, национальная политика государства не может ограничиваться сферой проявления языковых, религиозных и культурных аспектов жизни народа, который включает граждан разных народностей и этнических групп. Она включает весь спектр средств государственного влияния на все аспекты жизни граждан. Приоритетными среди этих средств являются социально-экономические и политические.

Первые, социально-экономические, направлены на подъем уровня жизни основной массы граждан и обеспечения социально-экономической стабильности общества. Вторые,  политико-правовые средства, в более точном их значении, служат утверждению механизма реальной демократии, обеспечивают равные возможности для различных национальных групп активно влиять на процесс государственного управления и принятие государственно-политических решений в интересах представителей всех наций и  этнических групп. В идеале, в демократическом государстве должен быть слышен голос представителей всех наций, как и существовать механизм ответа на требования этих голосов.

Именно реальная демократия и реальный правовой режим выступают гарантами разрешения всего комплекса национальных проблем. Что требует определенного исторического времени или периода неизбежного созревания и государства и гражданского общества.

Литература:

1.  Буховец О.Г.  О временных ресурсах постсоветского этнонационализма. //Полис. 2005 № 2.

2.  Дмитренко С. Народ-етнос: сутнісні та термінологічні особливості етнополітологичного визначення поняття //Людина і політика. 2004. № 4

3.  Добрускин М.Е. О социальных функциях церкви.//Социс. 2002. № 4.

4.  Зінько С. Іслам у світових геополітичних и геоекономічних процесах. //Людина і політика. 2004. № 1.

5.Кантор В.К. Русское православие в имперском конртексте конфликты и противоречия //Вопрос философии. 2003. № 7.

6.Лебедева М. Межэтнические конфликты на рубеже веков. //МЭ и МО, 2000. № 12.

7.Основи політичної науки: Курс лекцій за ред. Б. Кухти. Ч. 2: Політичні процеси, системи та інститути. – Львів: Кальварія, 1997

8.Салмин А.М. Церковь, государство и политика в католическом мире. //Полис. 2005. №

9.Тощенко Ж.Т. Теократия как форма взаимодействия религии и власти. //Философские науки. 2002. № 3.

11. Политическая культура и социализация

План:

        11.1.Политическая культура и социализация

11.2.Политическая психология и идеология

11.3.Общественно-политическое мнение

          11.4.Проблема моральности политики