Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 30

Православная духовная традиция украинцев эпохи Возрождения представлена политическими взглядами  известного писателя-полемиста  16 века Ивана Вышенского и  его концепцией государства - христианской коммуны. Его социально-политический идеал воплощает идея соборности или единства общества и церкви. Такая своеобразная теократия дополняется демократическими мирскими отношениями братства и сотрудничества.  Политический образ православного  сообщества восходит к аскетизму первохристианских общин верующих, он был вызван условиями политической незащищенности украинского населения.

Король или царь только властью дарованной Богом возвышаются над своими поддаными, а в остальном – они равны по природе простым людям. Государь не может пользоваться властью по своему усмотрению, ибо это противно божественному и естественному установлениям. Бог дал власть, как ситал Вышенский, не для произвола, а для того, чтобы утверждать закон и справедливость. Власть – у бога, а правители – только исполнители его.

Идейным завершением политической идеологии на украинских землях Речи Посполитой выступают социально-политические идеи выдающегося религиозного реформатора и  культурного деятеля первой  половины 17-го века киевского митрополита Петра Могилы. В своих работах он отстаивает приоритет духовной власти над властью, светской, государевой, мотивируя такое положение идеей верховенства души над телом Одновременно, он выступает сторонником сильной царской власти, подобной власти православного московского царя. Мыслитель рекомендует царю опираться на совет с мудрыми духовными советниками, отводя церкви именно роль такого духовного советника.

Период казачества, казацких войн и существования гетманской автономии во второй половине 17 – 18 столетии занимают особое место в политической истории и духовно-политических традициях украинского народа. С этим  периодом связано восстановление духа национальной свободы и  государственности в образе свободной казацкой республики  Запорожской Сечи.

Политические взгляды украинских казаков, с одной стороны, имели ярко выраженные демократические устремления, обусловленные самим устройством запорожской Сечи, ее особым духом рыцарства, принципом выборности казацких старшин и кошевых. С другой стороны, они определялись характерными сословными потребностями реестровых казаков, находившихся на королевской службе и имевших свои шляхетности и привилегии, выделявшие их из общей крестьянской, бесправной массы.

В результате,  политический идеал казаческой державности далеко не однозначен. Это подтверждается содержанием Конституции Филиппа Орлика одного из последних украинских казацких гетманов. Текст этой Конституции был предложен им в момент своего избрания в 1710 году в Бендерах на территории Молдавии. В положениях, касающихся государственного устройства державы Войска запорожского указывалось:

· гетман избирается казачеством, и его власть ограничивается  постоянным участием в управлении генерального совета старшин, по согласованию с которым принимаются наиболее важные решения,

· три раза в год созывается генеральная рада в составе генеральных старшин, полковников и представителей от полков - рядовых казаков,

· полковники и сотники избираются казаками и утверждаются гетманом,

· державная казна отделяется от гетманской, гетману выделяются отдельные земли на содержание,

· гетман осуществляет общий надзор за соблюдением размеров повинностей и предотвращает злоупотребления по отношению к рядовым казакам и крестьянам и др.

Таким образом, в  Конституции Орлика представлена концепция аристократической республики с акцентом на установление казацких привилегий по отношению к массе крестьянства. Тем не менее, на тот период времени, это был один из самых передовых политических документов с ярко выраженными элементами республиканизма, демократии и разделения госдарственной власти. К сожалению, этим прогрессивным политическим идеям не суждено было реализоваться в Украине. Во второй половине 18 века, в годы правления царицы Екатерины 11, гетманская автономия и Запорожская Сечь были упразднены а политические надежды украинцев вновь возродились в середине 19 века.