Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 32

Однако социализм Франко имел украинскую специфику. Писатель выступал сторонником идеи национального самоопределения украинского народа либо в качестве автономной части другого государства, либо как полностью суверенной страны. В отличие от марксистов Франко также не был ярым сторонником социалистической революции и диктатуры пролетариата в качестве власти восставшего народа, понимая что в полностью крестьянском обществе, каким оно было на украинских землях, нельзя игнорировать крестьянство как социальную и политическую силу.

На социалистических позициях стоял также известный украинский писатель и политический деятель, возглавлявший первое правительство Центральной Рады в 1917 году – Владимир Винниченко. Однако социализм писателя не был тождественен социализму Российских социал-демократов (большевиков). В свое время он предсказал сползание большевизма к фашизму.

 Сам писатель выступал последовательным сторонником реального народовластия в лице власти трудовых объединений, назвав впоследствии эту форму власти коллектократией. В ходе украинской революции 1917- 1918 годов Винниченко от идеи украинской политической автономии перешел на позицию полной государственной самостоятельности Украины как результата жесткой политики российских большевиков.

Важное место в формировании идейных основ украинской государственности принадлежит Михаилу Грушевскому. Как политик Грушевский был основателем Национально-демократической партии Галиции, Товарищества украинских прогрессистов, руководителем Центральной Рады и первым президентом УНР.

Центром политических взглядов Грушевского является понятие народа, в котором он видел носителя основ общественной жизни и идеи государственности, а также других жизненно важных идей (равноправия, справедливости). Под народом Грушевский понимал крестьянство, как носителя и прошлого, и будущего Украины. Государство для него – выражение народной воли и народовластия. Как и другие идеологи его предшественники,  Грушевский был сторонником  автономистско-федеративной модели украинского государства в союзе с Россией, и только под давлением обстоятельств согласился на разрыв с Россией и провозглашение полной суверенности УНР.

Николай Михновский и Дмитрий Донцов являются создателями концепции украинского политического национализма, ставшей в 20-е годы ХХ века идеологической и программной основой движения украинских националистов (ОУН). В 1900 году была опубликована брошюра Михновского «Самостійна Україна», в которой сформулированы основные принципы и лозунги украинского национализма: «Украина для украинцев!» и «Украина от Карпат до Кавказа!»

 Главное политическое требование украинских патриотов-националистов, по мнению Михновского, должно быть направлено на создание полностью самостоятельной Украинской державы. При этом роль основного проводника и носителя национальной державности Михновский отводил национальной элите в лице крупных земельных собственников, а не крестьянству, составлявшему преобладающую часть населения Украины.

Впрочем,  лозунги национализма не стали популярными в  период украинской революции и УНР, а также в державе П. Скоропадского в 1918 году. Они получили широкую поддержку только на западноукраинских землях в 20-е – 30-е годы, особенно после начала активной деятельности ОУН.

В 1926 году была опубликована книга Дмитрия Донцова «Национализм», завершившая  концептуальное оформление идеологии и практики украинского национализма. Ее выход совпадал с развертыванием в Европе тоталитарных, фашистских движений. По основным идейным принципам политическая философия Донцова полностью соответствовала духу тоталитарной идеологии. Этот так  называемый действенный национализм провозглашал нацию и национальное государство главным историческим достоянием народа и высшей его духовной ценностью и целью. Нация как духовно-политическая ценность ставится выше индивида, культуры, религии. Она замещает собой все эти ценности.

Культ нации, согласно идеям Донцова, оправдывает любые жертвы, он предполагает активную волю к жизни и к власти. Высшими качествами патриота в его борьбе за государство-нацию выступают фанатизм, романтизм, насилие, экспансия и иррационализм, то есть опора на чувства и волю, а не на разум. Носителями этих качеств являются представители национальной элиты, вожди, возглавляющие движение за утверждение суверенного государства.