Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 60

Расширение круга политических участников, рост социально-политических движений и усиление влияния идеологии – вот главные причины, способствовавшие превращению политических партий в ключевых посредников политических отношений между группами граждан и субъектами государственной власти. Именно политическое посредничество интересов составляет сущностную сторону функциональной деятельности партий, конкуренция которых составляет технологическое основание современного политического процесса, средоточие политической деятельности и политического управления.

Вопрос о сущности, природе партий является остро дискуссионным. Основу его сложности составляет не только объективное многообразие форм партийных объединений и разнообразие их социально-политических функций, но и идеологическая обостренность этой проблемы как средоточие столкновение позиций сторонников различных политических групп и направлений. Основные точки зрения на партию сводятся к трем подходам, с позиций которых она представляется:

·  Политически активной группой или авангардом более широких социальных формирований, классов, социальных слоев, сообществ

·  Идеологической группировкой, объединяющей сторонников определенной идеи, программы

·   Организацией специфического рода, созданной для завоевания политической государственной власти.

Будучи  ограниченной социальной группировкой либо достаточно массовым объединением граждан, политическая партия создается с целью организованного представительства и защиты политических интересов посредством участия в реализации государственно-политической власти (ее завоевания, контроля над ней либо оказания систематического воздействия на нее). Именно нацеленность на власть – общая существенная сторона в деятельности всех политических партий.

По определению (латинский корень этого слова переводится как часть), партия составляет часть общества, социальную группу, интерес которой имеет ограниченно-корпоративную природу. Но в процессе политической деятельности партия стремится представить его как общесоциальный, т. е. отвечающий потребностям и стремлениям всего общества. Этому служит ее  идеология, программа, цель которой – завоевание максимально широкого круга сторонников. Это внутреннее противоречие между сущим и желаемым, внешним – составляет фундаментальную природу партий,  функционирование которых основано на необходимости постоянного сокрытия своей реальной сути.

Только наличие нескольких партий в стране является условием представительства интересов всего общества или, по крайней мере,  большей части его граждан. Существование единственной партии есть первый главный признак отсутствия демократии и свидетельство существования режима однозначного господства политической группировки, противостоящей обществу. Такой режим группового доминирования – выражение общей гражданской незрелости общества, неспособного оказывать сопротивление партии-гегемону. Многопартийность – естественная составляющая и важнейшее условие существования демократического режима. Впрочем, количество политических партий не связано напрямую с качеством или уровнем демократии.

Количественный состав партий, их совокупность образует партийную систему  страны, представляющую органическую составляющую ее политической системы. Для современной политики характерно три основные разновидности или типа партийных систем: однопартийная, двухпартийная и многопартийная. Однопартийная система как уже отмечалось, свойственна государствам с тоталитарным либо жестким авторитарным режимом подобным бывшему СССР, Китаю. Классическим примером сложившихся двухпартийных систем являются системы США и Великобритании, где две наиболее авторитетные партии сменяют друг друга у руля государственной власти. Однако подавляющее большинство демократических стран, а также и многие страны с недостаточно устоявшейся демократией имеют многопартийные системы с выраженной конкуренцией нескольких или многих партий и блоков. К таковым относится и партийная система молодого украинского государства.