Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 40

Именно эти глобальные обстоятельства и тенденции во многом определяют противоречивый характер процесса утверждения политической системы в Украине.

Несмотря на то, что к моменту провозглашения национально-политической независимости республика имела основные признаки и институты государства, процесс становления политической системы современного демократического типа (как стратегической политической цели общества), по всей видимости, займет в Украине достаточно большой исторический промежуток. Его замедленность определяется целым рядом внутренних и внешних причин.

К главным  внутренним причинам замедленного процесса политического созревания необходимо отнести: отсутствие демократических традиций в стране, слабость гражданского общества и его общую деморализацию; отсутствие  права частной собственности и развитых рыночных экономических отношений; низкий социально-экономический уровень населения и отсутствие среднего класса; наличие социально-политического раскола в социуме и слабость политических партий, неразвитость механизма правового регулирования политики и защиты прав граждан и др.

Основным внешнеполитическим фактором торможения процесса созревания политической системы в Украине является ее геополитическое положение на стыке стратегических интересов между странами Западной Европы и США, с одной стороны, и Россией со странами Востока – с другой стороны. Вследствие такого положения украинская политика является предметом постоянного и целенаправленного воздействия и манипулирования на глобальном уровне, что, безусловно, мешает укреплению ее суверенитета, самодостаточности, вовлекает во внутриукраинский политический процесс многочисленных участников, представителей многих государств и международных политических организаций.

В итоге, процесс становления политической системы за полтора десятилетия его развертывания  не достиг своего завершения. Переходный характер политики и  недоразвитость системы выражаются  отсутствием достаточной политической стабильности, которая выступает фактором дестабилизации экономики и всей системы социальных отношений.  Слабость системы проявляется во всех аспектах ее функционирования, в ее неспособности осуществлять свои стратегические функции по отношению к другим подсистемам общества.

Основанием слабости украинской политической системы служит также незрелость государственных институтов и, прежде всего, нечеткое разделение полномочий между законодательной, исполнительной и судебной властями, что выражается в их постоянном противоборстве. Незавершен процесс законодательно-правового оформления принципов государственного управления и деятельности основных институтов и субъектов политики. В стадии формирования находится партийная и избирательная системы страны, а также комплекс средств политической информации и коммуникации.

Решению  политических проблем служит комплекс административно-политических реформ, осуществляемых в Украине. Их содержание направлено на изменение формы украинского государства и превращение его в парламентско-президентскую республику. Преобразования сопровождаются изменением избирательной системы, преодолением политического раскола в стране, укреплением механизма государственной власти в центре и на уровне местной власти, совершенствованием правовых регуляторов политической деятельности.

Слабость украинской политической системы проявляется также в отсутствии целостной национально-политической идеологии и стратегии, приводит к резким изменениям в политическом курсе государственного руководства. Государственная элита республики, не будучи готовой к выработке консолидированной, самодостаточной национальной стратегии, вынуждена  колебаться то в сторону сближения с Россией, то навстречу Европейскому союзу.

Из всех составных политической системы наиболее медленно трансформируется ценностно-мотивационная ее часть, то есть сознание и психология людей, их привычки, складывающиеся десятилетиями. Именно традиции свободного образа жизни, гражданской активности и автономности, утверждение здорового прагматизма – основная предпосылка закрепления демократических принципов в политике. Правилом такого прагматизма есть политическая формула: «Свобода каждого – является условием свободы всех!», означающей, что демократия может быть только общим достоянием всех граждан и бессмысленно какой-либо политической силе или политику присваивать право ее единственного носителя.