Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 83

В первом приближении национализм представляет собой обостренное  восприятие индивидом или объединением людей своей национальной принадлежности в ее соотношении с представителями других национальных  общин. Как восприятие принадлежности к своей общности, национализм во многом имеет чувственно-эмоциональное, волевое содержание.

Эволюция национализма в качестве политического феномена была обусловлена появлением буржуазного государства с элементами представительной власти. Это процесс активно происходит в Новое время, в период так называемых буржуазных революций, которые вывели на историческую арену в качестве нового активного политического класса буржуазию или третье сословие.

Представители третьего сословия, не имевшего наследственных привилегий, в качестве идеологического противовеса традиционной дворянской аристократии выступали под лозунгом гражданственности, патриотизма, и национального единства. Для государства Нового и Новейшего времени национализм служит принципом государственного строительства, в основании которого лежит оформление территориального административного устройства в соответствии с национальной структурой общества. Согласно этому механизму государство обретает форму унитарного (целостного) организма либо федерации, союза национально-территориальных общин.

Национализм в качестве принципа национально-государственного устройства остается на сегодня весьма значимым. Однако в последние десятилетия ХХ века в мировой политической практике проявляется тенденция отхода от государственного национализма в сторону межнациональной, межгосударственной интеграции, ярчайшим примером которой является Объединенная Европа. Тем не менее, на периферии мировой политики политический национализм остается влиятельным рычагом внутриполитической жизни, способом осуществления межгосударственных связей.

Национализм также составляет своеобразную разновидность политики, осуществляемой государствами, партиями и другими субъектами политического процесса на уровне государств и в межгосударственных отношениях. Содержанием этой политики является использование национальной риторики (националистических лозунгов и символов) в качестве инструментов (средств и методов) достижения политических целей.

Двойственность и противоречивость используемых в практической политике национально-политических лозунгов и идей, делает национализм весьма тонким и опасным инструментом достижения политических целей. В основании его положена идея консолидации собственной нации-государства  как носителя особых политических ценностей, обоснование его исторической и политической миссии особого рода. Обоснование собственного превосходства и претензий на особую роль в мире, неизбежно сочетается с попыткой создания зримого образа своего политического врага в лице какого-то государства-соперника либо целой группы государств - идейно-политических врагов. Именно поэтому националистическая политика носит строго ориентированный характер в отношении конкретных государств, избираемых в качестве своеобразного пугала, носителя чаще всего чисто мифической военной и политической угрозы.

Естественно, основанием острой националистической политики выступают реальные острые противоречия существующие, прежде всего, во внутриполитическом положении и развитии страны, исповедующей такую политику. Сама она – есть попытка разрешения многих внутренних проблем путем их перекладывания на своих потенциальных или реальных политических конкурентов в сфере экономических  и военно-политических интересов.

Такого рода противоречия на почве национально-политического и экономического соперничества крупных мировых держав выступили движущей силой и Первой, и Второй мировых войн. К сожалению, и в начале ХХ1 столетия межгосударственные противоречия составляют важный фактор мировой политики.

Политика, основывающаяся на межнациональных противоречиях – современная форма давно известного политического принципа «Разделяй и властвуй!», сутью которого является стремление ослабить своих соперников, посеять взаимное недоверие и попытаться навязать им свою волю. Рецидивы такой политики не редки и в наше время активного поиска общеполитических ценностей для всех стран мирового сообщества.