Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 45

Форма  государства складывается в результате действия целого ряда внутренних и внешних факторов, как политического, так и неполитического характера. Среди них ключевое значение имеют социально-культурные традиции народа, его история, а также характер и соотношение политических сил, складывающихся в стране в период утверждения государства. Кроме того, исторический путь многих  стран мира пролегал через смену форм правления и политических режимов, демонстрируя устойчивую тенденцию к расширению и укреплению демократии, которая на сегодня  выступает высшей формой политической цивилизованности наций.

Вместе с эволюцией исторических форм и типов государственности изменялась и сущность государства как способа организации общества и власти. Вопрос о природе или сущности государства всегда был предметом острой полемики мыслителей со времени зарождения концептуальной политической мысли. Однако интеллектуально-теоретические (идеализированные) представления о природе государства очень редко отвечали реальному содержанию его деятельности.

С позиций идеального или должного, смыслом деятельности государства, по мнению большинства теоретиков, была реализация идеи общего  блага людей, достижение социальной справедливости, законности и всеобщей гармонии. Во всяком случае, государству от Платона, Конфуция и  до Гегеля придавалось фундаментальное значение как охранителю главных социальных, моральных и даже божественных ценностей. Так Гегель, немецкий мыслитель 19-го века, видел именно в государстве условие реализации человеческой свободы, определяя его как «шествие бога в мире».

Вместе с тем, уже со времени творчества Макиавелли в науке все активнее утверждается мысль о государстве как естественном носителе социального насилия, принуждения, а значит, социальной несправедливости. В либеральной концепции политики, сложившейся на рубеже 18-19 столетий эта мысль воплотилась в концептуальный образ  государства как «минимального» или «необходимого»  зла. Тем самым признавалось, что существование государственного управления, власти неизбежно сопровождается насилием над человеком. При этом, однако, объект насилия чаще  всего представлялся абстрактным обществом как  целым, вне его классово-социальной структуры. 

Впервые тезис о противоречивой, двойственной  сущности  государства был сформулирован К. Марксом, для которого эта сущность – выражение классовой природы аппарата государственной власти, деятельность которого направляется, прежде всего, на защиту интересов правящего класса и, в какой-то степени, служит общегражданским интересам.

Реально, таким образом, государство – организация властного доминирования одной части общества, его меньшинства или элиты, над большинством. И как средство неизбежного доминирования институты государства – закрепленный законом механизм защиты естественных привилегий господствующей группы или элиты и, одновременно, средство представительства и реализации всеобщих интересов. Хотя идеологически, носители и представители государственной власти, стремятся всячески  скрывать реальную сущность государства в глазах общества, стремясь представить себя в роли непредвзятых защитников интересов всех слоев общества.

И в условиях демократии, институты государства сохраняют свою социально-групповую природу, выступая орудием представительства и защиты преимущественно интересов доминирующей социальной группы, государственно-политической элиты. Это положение сегодня является практически общепризнанным  в политологии и в других социальных науках, изучающих государство.

Само государство представляет собой разветвленную и сложную систему институтов и учреждений, ядром которых выступает механизм государственно-политической власти. Он включает:

·  Органы законодательно-представительной власти или парламент, состоящий из одной либо двух палат;

·  Органы исполнительно-административной власти, представленные правительством либо правительством вместе с президентом и его администрацией;