Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 47

Таким образом, в современных условиях проблема функционирования государственного механизма разрешается в контексте развития сферы гражданских отношений, а проблема организации власти становится проблемой общесоциальной организованности.

5.3.  Социально-правовое государство и гражданское общество

Государство нашего времени – новый исторический тип государства, определяемого как социальное и правовое. Оно сформировалось в 20-м столетии, но его идейно-теоретические истоки восходят к философским взглядам мыслителей Античности.

Термин «социальное государство» утвердился в политической и правовой науках в начале прошлого века. Его использовали для характеристики государства, способного осуществлять целенаправленную внутреннюю политику по реализации принципа социальной справедливости. Смысл этой политики – преодоление изначальной тенденции в политически организованном сообществе к  преимущественному обслуживанию интересов социально привилегированного меньшинства, сознательному перераспределению национального богатства в пользу незащищенных, неимущих и малоимущих слоев и групп граждан.

Социальное государство соответствует наличию в стране высокого уровня социальной защищенности основной массы граждан и соответственно, предполагает преодоление массовой бедности и достижение большинством уровня среднего класса. Решение этой задачи сопровождается введением обязательного прожиточного минимума, гарантированной и достаточной  зарплаты, внедрением всякого рода социальных пособий (по безработице, страхованию жизни, инвалидности и т. д.), развитием пенсионной системы, ограничением доходов зажиточных категорий населения и др.

Потребность  в укреплении гуманитарно-социальных аспектов государственного управления была вызвана не столько осознанием правящими элитами несправедливости и неравенства, сколько ответом на массовые социальные выступления и требования трудящихся, приводившие многие страны к революции и социально-политическим потрясениям. Угроза революций и появление социалистического правительства большевиков в России в 1917 году стимулировали развитие социальных программ в деятельности многих стран Запада. Именно после глобальных социально-экономических потрясений конца 20-х – начала 30-х годов двадцатого века в ряде стран Запада (США, Франции, Великобритании) начали закладываться основы реального социального государства. Его окончательное признание и  утверждение  осуществляется в 50-е – 60-е годы.

Рождение модели социального государства  происходило параллельно с утверждением оснований правового государства. Его идея восходит к  представлениям древних мыслителей о политическом сообществе, в котором закон обладает наивысшим социальным авторитетом, регулирует поведение и подданных и правителей. Концепция правового государства формируется  в 18-м - 19-м столетиях. В частности это понятие вводят в широкий научный оборот представители так называемой немецкой школы права, сформировавшейся в первые десятилетия 19-го века.

Идейным ядром теории правового сообщества-государства согласно учению немецкого философа И. Канта выступает правовая защищенность индивида, личности, свобода которой есть равнодействующая между личным произволом, личной способностью выбора и необходимостью подчинения общим требованиям, подкрепленным авторитетом или силой государства. Создание условий такой правовой защищенности предполагает по Канту республиканский принцип организации власти, основанной на разделении законодательной, исполнительной и судебной ее ветвей, а также достаточно высокий уровень социально-гражданских отношений, нравственности.

В двадцатом столетии теория правового государства входит как органичная и неотъемлемая составляющая в структуру целого ряда социальных наук, в том числе, политологии. В ее рамках, модель правового режима рассматривается через систему сочетания политических и неполитических характеристик. К основным политическим предпосылкам возникновения правового государства относится утверждение демократии, как системы ограничивающей размеры политического произвола, создающей твердые конституционные основания для контроля со стороны граждан над деятельностью институтов государственно-политической власти.