Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 101

Многие из этих аргументов и сегодня выглядят убедительно на фоне глобальных угроз, предстоящих пред современной цивилизацией вопреки возросшим научным и техническим возможностям общества и человека.

Идеологи консерватизма рассматривают общество как органическую целостность, сочетание традиций, обычаев, порядков, институтов, норм и ценностей, которые складываются на протяжении всей истории, а потому их природу не под силу осмыслить отдельному человеческому разуму. Все эти исторические ценности формируются помимо воли людей, имеют во многом мистический, иррациональный характер. Поэтому политические принципы нужно приспосабливать к национальным традициям и обычаям, существующему политическому строю, а не наоборот.

В результате, представители традиционализма выступали сторонниками монархизма, сохранения влияния традиционных институтов общества на общественно-политическую жизнь, в частности, церкви. Они скептически относились к попыткам осуществления политических реформ, ввиду непредсказуемости их последствий, призывали к ограничению участия в политике граждан и тем более массовых объединений. В целом, консерватизм негативно относится к либерально-демократическим принципам, к идее гражданской свободы в контексте наделения граждан одинаковыми правами. Существующий общественный строй и политическое управление предлагается рассматривать как наилучшие для народа, а существующий мир – наилучший из миров.

Несмотря на определенную жесткость концептуальных идей консерваторов, их позиции с течением времени и под воздействием серьезных изменений в политике также претерпели ощутимые изменения на протяжении двухсотлетней истории. Последняя волна таких изменений была обусловлена политическими трансформациями послевоенного периода,  в результате которых  демократическое государство превратилось в социальное.

Если после Второй мировой войны многие европейские  партии консервативной ориентации старались не афишировать свои явно жесткие идеи из боязни отождествления с фашистскими направлениями, то к концу 70-х годов  традиционалисты снова оживают и приобретают популярность. Эта популярность определялась симптомами кризиса современной технической цивилизации, трудностями и кризисами социалистически ориентированных правительств и социальных экономик.

Неоконсерватизм 70-х – 80-х - результат адаптации к реальностям потиндустриального общества. Усиление зависимости человека от технической среды, ускорение темпов жизни, нарушение экологического и духовного равновесия вызвали серьезный кризис в сознании и идеологии Западного мира. В этих условиях неоконсерватизм предложил духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности, основанной на взаимной ответственности гражданина и государства и их взаимопомощи, устойчивом порядке, стабильности, уважении закона и недоверии к демократии. Его ориентиры включали поддержку механизмов рынка и свободной конкуренции, социального неравенства как естественного условия конкуренции в их своеобразном сочетании с моральными законами и нормами, без которых обессмысливается экономический и технический прогресс.

Основную ответственность за сохранение моральных и духовных ценностей консерваторы возлагают на индивида, социальную солидарность и дисциплину граждан и их коммунальных общин. Государство, по мнению неоконсерваторов должно строиться на моральных принципах и законе, целостности общества, которые позволяют создавать политические ассоциации, развивать институты гражданского общества, сохранять баланс общества с природой. При этом демократия остается незыблемой политической формулой отношений граждан с властью.

Демократия хотя и остается фундаментальной ценностью неоконсерваторов, принимается с оговорками,  с учетом элитарности власти и недоверием к массовым формам гражданского (прямого) участия в политике. Участие граждан по возможности должно ограничиваться выборами; между представительной властью и гражданами необходима дистанция, для избежания прямого давления на властные институты.