Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 5

Таким образом, первая попытка ознакомления с характером политического познания, особенностями политической науки, приводит нас к пониманию специфической ее двойственности, которая устанавливает ее пределы и ограничения.

Познание политики начинается с признания факта наличия двух родов истины (истины абстрактно-теоретического, объективно - гуманистического отношения к политическому миру и истины достижения политического успеха и корпоративного доминирования, власти), двух родов социально-политической свободы (свободы сознательного неучастия в борьбе политических партий и свободы осознанного подчинения логике политической конкуренции) и двух соответственных наук: науки о политике (политологии) и науки политики (искусства и технологии политического успеха).

Вся  сложность восприятия и оценки политических реалий  является следствием забвения или непонимания указанной двойственности: невозможности одновременного нахождения индивида в двух измерениях истин, во-первых, и постоянное изменение положения индивида относительно политики, во вторых. Это значит, что в политике человек является то просто наблюдателем, то заинтересованным участником, не замечая, как правило,  изменение своего субъективного положения и отношения к ней, а значит, не осознавая действительной  причины двусмысленности познавательной и поведенческой ситуации, которые приводят к потере социальной ориентации и непониманию смысла социально-политической реальности. В результате, для подавляющего большинства индивидов она, эта действительность представляется, как уже указывалось, миром теней.

Итак, наука о политике или политология, отталкивается от объективного анализа государственно-политической сферы жизни общества, выступает одновременно средством или формой ее критической оценки, критики. При анализе объекта познания она, во-первых, стремится опираться на максимально доступное количество фактов; во-вторых, рассматривать их всесторонне, объективно путем соотнесения всех позитивных и негативных их следствий (то есть, через их внутренние и внешние  противоречия); в-третьих, избегать однозначных и примитивных их оценок и интерпретаций в практическо-политическом или идеологическом плане или применять их в форме прямых политических аналогий и рекомендаций для политиков и граждан. Научно-политологическое знание взаимодействует с живой политической действительностью опосредовано, через  систему политического мировоззрения. Отсюда следует, что не стоит требовать от теоретика-политолога немедленной и точной оценки актуальных политических событий.

Политик, при анализе и оценке ситуации, во-первых,  выбирает из всей совокупности фактов и явлений только те, которые дают возможность ему оправдать и усилить свои позиции и ослабить позицию своих конкурентов; во-вторых, он не заинтересован в их глубоком и всестороннем анализе, но подходит к ним спекулятивно и конъюнктурно, интерпретируя их субъективно или с позиций выгоды своей партии; в-третьих, он стремится навязать свое видение  ситуации максимально широкому кругу людей, пытаясь вовлечь их в круг защитников своей идеологической концепции. Духовным продуктом политиков выступает  идеология как система групповых политических ценностей, как инструмент управления или манипулирования сознанием и поведением граждан.

Политическое знание, следовательно, может выступать и как средство развития   сознания человека, и как средство управления сознанием людей. Об этом следует знать, приступая к изучению политики. Понимание этого обстоятельства   нужно не только для того чтобы выработать свою собственную позицию относительно политических ценностей, политического знания, но и для того, чтобы четко представлять себе амбивалентность (двойственность) любого рода политической информации, с которой может иметь дело современный человек.

Существует ситуация, при которой политическое знание и идеология оказываются нераздельно взаимосвязанными. Такое положение характерно для тоталитарно-авторитарного государства, где отсутствует политическая свобода, а социальные науки находятся под контролем правительства. В этих обстоятельствах политическое знание сливается с идеологией, превращаясь в средство духовного влияния на общество. Естественно, объективность, научность знания становится невозможной, оно превращается из средства критики политики в средство апологии (оправдания) существующей власти, режима.