Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 25

По Гоббсу, для естественного состояния человека характерна «война всех против всех», так как человек от природы аргессивен и эгоистичен. Гражданское общество – новое состояние человека, обусловленное государственной жизнью с новыми (позитивными) или гражданскими законами. Именно государство в лице сильной власти монарха – суверена является гарантом гражданских законов и прав. Государство - есть результат человеческого творчества  и главное условие общественного прогресса, в нем – «господство разума, мир, безопасность, богатство, благоразумие, взаимопомощь, науки, доброжелательность».

Мыслители-республиканцы, Спиноза и Локк, наделяют граждан и общество значительно более широкими правами по отношению к власти, государству. Они делают акцент на принципе гражданского и правового равенства, выступают за активное право граждан изменять условия гражданского договора с властью вплоть до восстания, революции, в случае нарушения своих прав правительством. Оба мыслителя считают более естественной коллективную или республиканскую форму правления, чем монархическую более склонную к произволу и тирании.

Наибольшее влияние на становление принципов республиканизма, либерализма и демократии оказали политические идеи Джона Локка (1632-1704 гг.). Он утверждает, что в естественном, догосударственном состоянии отношения людей носят достаточно упорядоченный и мирный характер, регулируется нормами природного права или разума. Гражданское или политическое общество и государство–результат такой же естественной эволюции, итог разумной деятельности людей. Поэтому при заключении общественного договора граждане не отказываются от части своих прав, а объединяются ради блага и стабильности.

Локк утверждает принцип всеобщего гражданского и политического равенства и вместе с тем отмечает значение, незыблемость  права частной собственности, которое составляет основание  свобод граждан, а также  основание всей разумной организации общества. Интересами обеспечения прав граждан, ограничения власти и контроля  за нею со стороны общества пронизана вся теория Локка. Центром этой концепции ограничения власти является принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и федеративную, среди которых главное место принадлежит законодательной ветви власти. «Власть общества или созданного людьми законодательного органа не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага».

Идеи Локка оказали существенное влияние на французских политических мыслителей, идеологов революции 1789 г., а также создателей американской Конституции.

Идейным продолжением политических учений мыслителей 17-го столетия стали концепции представителей французского Просвещения Шарля Монтескье и Жан-Жака Руссо. В своем фундаментальном труде «О духе законов» Монтескье разработал теорию представительского демократического государства, поэтому его считают одним из основателей современной политической науки. Принципиально новым для социальной науки было стремление сочетать естественные и социально-исторические факторы развития общества, государства, законов.

 Монтескье, опираясь, как и его предшественники на идейные принципы теорий естественного права и общественного договора в качестве оснований государства, выделяет два фактора его развития: естественный и социально-исторический или моральный. Их влияние и взаимодействие определяет характер государства и характер или дух его законов. К естественному фактору относится, географическое положение, ресурсы, характер местности, наличие рек, климат и т. д. Социально-исторический или моральный фактор включает: организацию общества, особенности населения, особенности правления, религию, традиции.  В частности, Монтескье  считает, что организация власти, политический режим в стране во многом зависят от физических размеров ее территории. Так, большая территория рождает тираническую власть, средняя – монархическую, а маленькая – демократическую.

Совокупность всех факторов рождает особенности устройства власти или политический режим, а также соответствующие ему государственные законы. Каждому государству отвечает свой духовный принцип организации общества, свой режим. Тирании отвечает страх, монархии – честь, а демократии – добродетель. Монтескье обосновывает необходимость представительной, избираемой власти, а также ее разделение на законодательную, исполнительную и судебную. Разделение власти – необходимый результат разделения труда и единственный механизм для предотвращения тирании или злоупотреблений властью правителем или правящей группировкой.