Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 53

В переходный период, сопровождающийся социальной и правовой нестабильностью, политическая власть и политическая конъюнктура преобладают над государственной властью. Государство и его структуры, а также закон в этих обстоятельствах становятся инструментом политической борьбы. В стране складывается обстановка беззакония, анархии, которая рождает усиленное стремление со стороны политических  партий к установлению своего политического доминирования, т. е. узурпации власти как единственного средства закрепления своих политических позиций. Причем, носителями анархии и авторитаризма выступают одновременно все политические группировки вне зависимости от их идеологических предпочтений и программных установок.

Важнейшей проблемой любой власти, в том числе политической является проблема ее силы, выражающая степень ее возможного влияния на общество. Не случайно сама власть в ряде языков / английском, немецком и др./ обозначается соответственными терминами: могущество, сила. Масштабы влияния политической власти зависят от ресурсов, которыми она располагает, опираясь на использование возможностей государства и всего общества. Следовательно, с позиций ресурсной базы политическую власть можно разделить на три типа.

Первый тип политической власти, тоталитарной, опирается на максимально широкий спектр социально-политических ресурсов, используя государственно-административные рычаги, материальные ресурсы всего общества, а также духовно-идеологические средства, находящиеся под полным контролем правящей группировки и ее лидера.

Второй тип политической власти, авторитарной, использует более узкую базу ресурсов, находящихся под непосредственным контролем государства и лишь в незначительной степени ресурсы общественные в том числе, поддержку /финансовую и моральную/ небольшой части сторонников правящей группировки.

Третий тип политической власти, демократический, существует в условиях выраженной дихотомии /двойственности/ носителя власти в лице, во-первых, органов государства, государственного правопорядка и закона, под контролем которых находится часть социально-экономических, финансовых, военных и идеологических средств-ресурсов. Во-вторых, в лице авторитета правящей политической группировки, обладающей определенным влиянием, определяемым степенью ее легитимности /доверия граждан/.

 Именно авторитет политической партии, группировки, показателем которого выступает общественное мнение, выступает интегративным выражением политического влияния в условиях демократии. Авторитет же политический разделяется между рядом влиятельных групп-партий, он представляется динамичной изменяемой величиной. Вследствие чего политическая власть и степень ее могущества в условиях демократии постоянно изменяются, иногда достигая критически малой величины. За ней следует политический кризис власти, явление – частое и обычное в демократических странах.

Таким образом, понятия власть, сила власти, авторитет и общественное мнение тесно взаимосвязанные величины, характеризующие механизм властного, политического влияния в цивилизованных демократических государствах. Смысловым центром проблемы реализации власти в этих условиях выступает вопрос о легитимности власти, теоретические основания которого были разработаны в начале ХХ века Максом Вебером, немецким философом и социологом.

Легитимность или законность политической власти демократического государства определяется наличием у нее авторитета или  доверия со стороны  граждан, основой которого выступает доверие к национальным политическим традициям, закону и его носителям либо к выдающемуся политику, вождю. В соответствии с указанными основаниями легитимность бывает традиционной рационально-правовой, либо харизматической /харизма в переводе с греческого языка – божественный дар/.

По мнению М. Вебера, современному государству свойственно сочетание двух типов легитимной власти: харизматического и рационально-правового. Авторитет политиков и политических партий, следовательно, и представляет их силу, делегируемую им гражданами и выступающую в качестве основного ресурса или  средства политического, властного влияния, с помощью которого осуществляется политическое управление и политическое регулирование обществом.