Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 96

Закон, открытый Макиавелли не был призывом к политическому беспределу. Он указывал на то обстоятельство, что содержание политики определяется не идеальными стремлениями людей, а вполне реальными практичными интересами, важнейшими  их которых является эгоистические или имущественные интересы. На их обслуживании во многом и строится политика и власть.

 Не является исключением в этом плане и современное демократическое государство с его явно выраженной состязательностью политических направлений и партий. И в демократическом государстве политика, деятельность политических групп  служат защите их экономических интересов в противовес их идеологическим декларациям. Во - вторых, политические решения, действия институтов государства во многом отражают компромисс между интересами разных влиятельных группировок. Вследствие этого никакая правящая партия не может в полном объеме выполнить свои программные обещания данные избирателям.

 Таким образом, в практике любого политика или партийного объединения неизбежно возникает разрыв, противоречие между теми целями, которые они формулируют и результатами их деятельности. Это объективное противоречие политики пытаются оправдать различными способами, прибегая к новым обещаниям и обвинениям в отношении своих конкурентов, чьи происки им не дали возможность выполнить свои обязательства перед обществом.

Элемент двойственности или лицемерия неизбежный в политической деятельности возникает как результат соединения взаимоисключающих намерений: стремления добиться власти и самореализоваться при этом (только обладание властью подтверждает состоятельность политика) и попытаться послужить людям на уровне самоотдачи. Решение этой проблемы по силу только политическому гению или герою, который способен при этом пожертвовать не только должностью, но и собственным благополучием, жизнью. 

Политиков такого рода история знает немного, их участь, как правило, трагична. Яркий пример такого политика ХХ века – жизнь и судьба великого сына индийского народа Махатмы Ганди, который привел свой народ к политической независимости и погиб от рук политического фанатика.  Ганди, обладая общенародным признанием и авторитетом, всячески отказывался от возможности занять какой – либо политический или государственный пост.

Политический аморализм не является абсолютной неизбежностью. В демократической стране существуют механизмы своеобразной защиты от прямого аморализма политиков и политических группировок. Главными составляющими такого механизма являются закон и гражданское общество вместе с общественным мнением, в качестве его представителя. Закон устанавливает четкие ограничения на  возможности политиков путем указания объема их полномочий,  сроков занятия должностей и форм их политической и правовой ответственности перед законом и гражданами.

В лице гражданского общества и его структур (организаций и объединений активных граждан), а также общественного мнения (СМИ), существует институт постоянного массового контроля над деятельностью политиков и политических партий, в том числе, и через прямой судебно-правовой механизм.

 Именно на посредничество закона указывал немецкий философ И. Кант, как средство компромисса между моралью и политикой. Моральность политики, с его точки зрения, означает ее подконтрольность закону. Такого состояния политики можно достигнуть только при реально существующем правовом государстве со всеми атрибутами политической демократии.

Степень моральности политики, следовательно, величина не постоянная. Она изменяется не только в зависимости от типа политического режима в стране, но также от политической ситуации. Так в условиях политического кризиса и обострения политического противостояния в стране уровень моральности политики может ощутимо снижаться. Кризис дает политикам дополнительные полномочия, а также позволяет им нарушать закон, мотивируя это сложной социально-политической ситуацией.

Так,  террористические акты в США, в сентябре 2001 года, привели к решению парламента страны о значительном расширении полномочий президента страны для обеспечения защиты от реальных и мнимых угроз. Следствием терактов стало также ужесточение самого государственного режима и вызвало значительное ограничение прав граждан.