Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 48

Система политических условий правовой государственности необходимо дополняется комплексом социально-экономических требований: наличие высокоразвитой рыночной экономики, среднего или экономически достаточного класса, включающего социальное большинство; определенного уровня консолидации общества, его моральной зрелости.

К юридическим критериям правового государства относятся:

·  Наличие в стране верховенства права и закона;

·  Наличие конституционных гарантий прав и свобод граждан;

·  Наличие равенства всех перед законом и судом;

·  Наличие механизма взаимной ответственности граждан и государства;

·  Наличие судебной защиты интересов личности и др.

Таким образом, правовое государство в  узком, научном смысле  определяется как государство, в котором практически реализована идея права, закона. Политическим следствием утверждения такого состояния является подчинение политического процесса и деятельности субъектов политики всех уровней режиму правовой законности, при котором закон становится основным его регулятором и посредником в решении  политических проблем.

Между правовой и социальной составляющими государства существует глубокая и необходимая взаимообусловленность, единство. Процесс их становления осуществляется одновременно. Что является подтверждением сложного системного характера современного общества, в котором существует тесное взаимодействие политических и неполитических факторов развития. В то же время, между правовой и социальной сторонами  сущности государства существует ощутимое противоречие, препятствующее гармоничному их сосуществованию.

Утверждение правового начала предполагает акцентированное ограничение полномочий центра власти, ограничение сферы проявления функций государства по регулированию общественными процессами. Вместе с тем, потребности социального плана требует все большего вмешательства государства в сферу распределительных отношений, сопровождающееся необходимым расширением структуры госаппарата. Следствием чего является чрезмерное увеличение зоны влияния государственной администрации и сокращения сферы влияния гражданского общества. Возникает опасность усиления правового давления со стороны государства, противоречащего духу демократии и законности. Именно это противоречие составляет источник конфликта между государством и обществом, являющийся внутренним источником их развития, совершенствования.

Социально-правовое государство – образ и модель политической  организации и управления, сложившиеся окончательно уже после второй мировой войны. Этому периоду истории сопутствует процесс утверждения демократии и превращения ее в доминирующий политический режим. Фундаментальные политические изменения стали возможными на фоне качественного преобразования общества, превращения его в самостоятельную социально-политическую силу под именем гражданского общества.

Понятие гражданского общества характеризует систему неполитических (экономических, социальных, духовных и др.) структур, ассоциаций, отношений и взаимосвязей, формирующихся на основе индивидуальной и корпоративной инициативы  граждан для реализации их многообразных потребностей и интересов, функционирующих на основе самоуправления и самодостаточности вне прямой зависимости от государства. Комплекс гражданского общества как реальная социальная сила и своеобразный противовес государственно-властным институтам – итог исторической эволюции общества и государства, возникающий на этапе их взаимного размежевания посредством правового ограничения сферы государственного произвола и законодательного закрепления индивидуальных прав граждан, в том числе прав участия в контроле над властью, в процессе избрания представителей власти.

Экономической основой самодостаточности граждан выступает закрепленное законом право частной собственности, выступающее условием реальной социальной защищенности индивида перед лицом государства.