Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 46

·  Судебные органы (Конституционный, Верховный, Апелляционные, общей юрисдикции суд и др.);

·  Прокуратуру;

·  Армию;

·  Специальные государственные охранные ведомства и службы (Разведки, Безопасности, Пограничные войска и т. д.);

·  Органы государственного контроля (Налоговая администрация, Санитарная инспекция, Экологического контроля, КРУ и пр.);

·  Церковь (в некоторых странах) и др.

Главными институтами государственной власти являются законодательная, исполнительная и судебная, составляющие ядро механизма управления, функционирующие на принципах разделения полномочий и взаимного контроля и представляющие необходимое организационное ядро демократического режима власти.

Структура государства в разных странах имеет свою специфику, обусловленную целым рядом социально-исторических обстоятельств и политических особенностей. Однако, очевидно, что тенденция усложнения структуры власти и механизма управления – общая для всех стран и политических систем. Она – неизбежное следствие усложнения социальной организации общества и расширения круга функциональных задач современных государств.

Функции государства выражают его природу, сущность и являются принципиальными направлениями деятельности его институтов и представителей. Традиционно в науке они подразделяются на две группы: внутренние и внешние. Внутренние функции служат решению задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности общества и государства, сохранения их целостности,  укрепления социально-экономического и политического потенциала страны. К ним относятся:

·  Законодательная (законотворческая)

·  Политическая

·  Экономическая

·  Социальная

·  Культурно-воспитательная

·  Охраны правопорядка

·  Социального примирения и др.

Внешние функции направлены на обеспечение защиты национальной безопасности и установление конструктивных отношений с другими членами международного сообщества. Они имеют следующее обозначение:

·  Защитно-оборонная

·  Сотрудничества в экономической и других сферах жизни

·  Политико-дипломатическая

·  Участия в решении международных и глобальных проблем

·  Информационно-пропагандистская и др.

Содержание и объем государственных функций зависит от исторического типа государства, его политического режима, его реального внутреннего и внешнего положения. Развитие современного государства рождает потребность в новых функциях, однако их увеличение сталкивается с опасностью превращения его в сверхгосударство тоталитарного типа. Поэтому в своей деятельности по обеспечению общесоциальных потребностей  государство разделяет полномочия с гражданским обществом, уступая ему ряд функций, прежде всего, социально-культурного и духовного характера.

Государство, подобное Украине, находящейся на стадии перехода к демократии и преодолевающей многолетние традиции авторитаризма, неизбежно вынуждено решать специфические задачи. Их содержание обусловлено необходимостью разрушения старого государственного механизма и созданием нового, основанного на демократическом принципе разделения властных полномочий и широком гражданском контроле над деятельностью государственных органов и учреждений. При этом обществу необходимо преодолевать открытое и скрытое сопротивление сложившегося класса старой бюрократии.

 Главной проблемой государства переходного типа является его неспособность осуществлять в полной мере свои функции, неспособность эффективно решать сложнейшие вопросы политического реформирования и одновременно обеспечивать эффективное решение социально-экономических проблем. В Украине эта проблема усугубляется общей незрелостью гражданского общества, неспособного выступать организованной оппозицией бюрократии, неспособного защитить интересы большинства населения.