Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 14

В эпоху Средневековья (5  – 16 вв. н. э.) сфера государственно-политической жизни в Европе коренным образом трансформируется, обретая контуры своеобразной теократии (доминирования в социальном порядке и культуре идеи и власти божественного провидения). Практическая политика становится уделом правителя-государя, да и само теоретическое, научное значение этого понятия также редуцируется, вырождается. Смыслом управленческой деятельности становится поиск формулы сосуществования государственной власти и веры, государства и церковной организации, принципы отношений которых обозначены евангелической формулой Иисуса Христа: «Богу – богово! Кесарю – кесарево!»

 Вершиной идейной трактовки политики эпохи Средневековья является концепция итальянца Николо Макиавелли (1469-1527 гг.), в центре внимания которой находится проблема стратегии и тактики поведения политического деятеля-государя. В понимании политики Макиавелли переносит акцент  на ее непосредственное содержание, которое сводится им, прежде всего, к достижению власти и обладанию государственной властью. При попытке завоевать и сохранить власть политик исходит не из идеальных стремлений, а отталкивается от реальных эгоистических, материально-имущественных интересов. Следовательно, в лице Макиавелли трактовка политики приобретает сугубо практическое выражение искусства достижения реальных целей, освобождаясь при этом от  идеально-иллюзорных форм и вместе с тем от подчинения теологии, философии и этики.  Итальянский мыслитель выступил фактическим провозвестником нового типа политической практики и новых подходов к самостоятельному научно-теоретическому  ее познанию.

В политических учениях мыслителей Нового Времени взгляд на политику как деятельность по управлению государством продолжает доминировать, поскольку сама эта деятельность остается уделом немногих. Одновременно происходит формирование новой концепции государства  как результата общественного договора, опирающегося на гражданское общество как носителя государственного суверенитета и источника государственно-политической власти.

В современном общекультурном и научном словарях оно имеет  целый диапазон значений и смысловых оттенков, указывающих не просто на существование некого известного всем социального явления, но фактически свидетельствующих о целом своеобразном мире, космосе политической реальности.  Характерными понятиями-измерениями этой политической сверхреальности являются: политическое пространство, политическое время, политическая материя, политическая духовность, политический человек, политическая культура, политическая история, а также много других, не менее значимых. Все эти характеристики относятся не к какой-то параллельной вселенной, но к  цивилизации начала ХХ1 века.

Политика – система отношений и взаимосвязей между общностями, сообществами, народами, классами.

Политика – вид деятельности, связанный с участием в функционировании государства, политической власти,

 Политика – разновидность социальной этики, регулирующей поведение общностей, организаций и людей.

Политика – акцентированные намерения и действия, характеризующие мотивы, деятельность, стремления индивидов, администраторов, организаций, чаще всего ассоциируемая с искусством сокрытия их истинного смысла.

Политика – деятельность институтов государственной власти и их представителей, направленная на сохранение этой власти и ее использование.

 Политика – наука, научная дисциплина, изучающая закономерности построения государственной власти, функционирования политических институтов и реализацию политической деятельности, политических отношений и ценностей.

2.2. Политика как социальное явление

Многообразие значений понятия «политика» и подходов к ее пониманию свидетельствуют, прежде всего, о высокой степени политизации современного  социума, о фундаментальном значении политики в его развитии. Политика является не просто одним из важных факторов существования современной цивилизации, она представляет собой основное условие и способ ее самосохранения. Она выступает естественным основанием  функционирования и развития общества и человека, определяя собой и  микросоциальные (на уровне социальных групп) и макросоциальные (на уровне мирового сообщества) условия их бытия.