Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 102

В сфере международных отношений неоконсерватизм опирается на теорию «политического реализма». Надежной гарантией безопасности считается наращивание военного потенциала страны. Сама международная политика понимается как жесткая борьба за власть между странами, защищающими свои эгоистические национальные интересы. Все державы стремятся не к балансу сил, а к доминированию в свою пользу. Отсюда признание необходимости проведения превентивной войны. Как очевидно, элементы такой внешнеполитической стратегии просматриваются в политике многих стран мира и в начале ХХ1 века.

По оценке  экспертов неоконсерватизм оказался доктриной, достаточно адекватной новым потребностям политического развития стран Запада рубежа 70-х – 80-х годов. Он открыл просторы для технической модернизации и структурной перестройки экономики многих стран. Именно эта идеология поддержала идею освобождения человека от государственной зависимости для развития личной и общественной инициативы и предпринимательства. Успехи консервативной политики особенно ярко проявились в деятельности правительств Маргарет Тетчер в Великобритании, Рональда Рейгана в США и Гельмута Коля в ФРГ.

12.3. Социализм и социал-демократия

Еще одной влиятельной идеологией 19-20 - х столетий является социализм. Это слово было введено в научный и политический лексикон  французским общественным деятелем, журналистом Полем Леру в 1834 году. Однако сами социально-политические  представления, скрывающиеся за этим термином известны издавна. Они выражают  устремления людей, основанные на коллективизме, братстве и общем владении материальными благами. Главная идея социалистов – идея отрицания частной собственности, индивидуализма и совместного распоряжения имуществом в рамках общины или организованного политического сообщества-коммуны. Социализм утверждает необходимость всеобщего равенства как главного условия обеспечения социальной справедливости.

Идеалы социалистов уходят корнями в далекую историю, связанную с жизнедеятельностью первых христианских общин. Членами этих общин часто становились, раздавая  свое имущество бедным и отдавая его часть на нужды общины. Именно в контексте христианской идеологии социалистические представления имели достаточно широкое распространение в Средние века. Не чужды они были и православной русской традиции, в частности в период становления российской государственности в 15-16-е века.

В период с 16 по 18 столетия в западноевропейских странах идеалы общества социальной справедливости и государства-коммуны распространялись создателями социальных и политических утопий или идеальных государств, где господствует мир, общий труд, равенство, справедливость и гармония. Первый проект такой идеальной коммуны создал англичанин Томас Мор в 16 столетии, дав ей название «Утопия» - от латинского выражения - несуществующее место. Проекты государств - утопий  создали итальянец Томазо Кампанелла («Город Солнца»), английский философ Френсис Бэкон («Новая Атлантида»), а  также французские мыслители  Мелье, Морелли, Мабли, Фурье, Сен-Симон, англичанин Роберт Оуэн и др. Таким образом, вплоть до 19 столетия, социализм выступал в виде своеобразной системы  представлений и теоретических построений, отражающих мечтания  людей, недовольных реальными условиями жизни.

С середины 19 века социализм превращается в одну из влиятельных политических идеологий, в социально-политическое движение, опирающиеся, в том числе, на научные идеи и концепции К. Маркса и Ф. Энгельса – известных немецких ученых, философов и экономистов. Маркс придал основательность социализму, обогатив его выводами о классовой природе государства и государственной власти, социальной и социалистической революции как способах перехода от одного типа государства к другому, о диктатуре пролетариата в качестве необходимой ступеньки к бесклассовому обществу и обществу-коммуне.

Социально-экономическое учение Маркса основывалось на доказательстве несправедливости капитализма и рыночного общества, строящихся на эксплуатации труда трудящихся-пролетариев. Частная собственность была объявлена в качестве главного источника социальной несправедливости, а потому новое социалистическое общество должно по Марксу ликвидировать частную собственность и перейти к общественной собственности. Но главная идея марксизма как первой формы социалистической идеологии была связана с обоснованием неизбежности социалистической революции или насильственного свержения буржуазного государства с последующим утверждением власти пролетариев для построения социалистического бесклассового общества.