Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 24

Политическая мысль Нового времени развивается по прежнему в системе философской науки. Ее принципиальной особенностью является освобождение от прямого влияния теологии, и тесная взаимосвязь с развитием естественных наук: механики, математики, биологии и других. Вместе с тем, в отличие от античной политической теории, концепции представителей Просвещения и Нового времени, как правило, анализируют политику вне прямой связи с этикой.

В виду усилившейся связи философии с развитием опытного естественнонаучного знания,  политические концепции теряют чистый умозрительный или абстрактный характер, но все более основываются на реальном практическом опыте государственного управления и политических потребностях формирующегося гражданского общества в лице третьего сословия или буржуа.

В содержании политических теорий этого периода времени также намечаются серьезные отличия от традиций античности.  Центр внимания переносится с вопросов о формах политического правления на проблемы оснований государственной власти, взаимоотношения общества, народа с  субъектами власти, а также проблемы прав и свобод граждан.

Концептуальной основой   политических  доктрин Нового времени выступают теория естественных прав и общественного договора. Они служат обоснованием прав граждан и народа, как главных носителей государственного суверенитета. Идеологическое завершение всех теорий Нового времени осуществляется в концепции  политической демократии и правового  государства.

Если  история Античной интеллектуальной традиции политики завершается определением государства у Цицерона как правового сообщества, то вся политическая теория Нового времени основывается на идее естественного права как принципа творения государства и как и высшей цели политики и деятельности государственной власти. Поэтому проблема обеспечения гражданских прав и свободы проходит красной нитью через все теории 17-19 веков. Переходными в этом плане  выступали политические учения Макиавелли и Жана Бодена, жившего на исходе 16-го века. Именно у Макиавелли и Бодена впервые интересы государства ставятся выше интересов церкви, а в государстве они отстаивают сильную власть как главный гарант сохранности общества и собственности ее граждан.

Дополнением идеи сильной власти является сформулированная Ж. Боденом теория суверенности власти. Единственным  носителем суверенитета выступает монарх. Монархия – наиболее естественная форма власти, отвечающая естественному для общества имущественному неравенству.

 Политическая мысль 17-го столетия наиболее полно представлена в творчестве голландских мыслителей  Гуго Гроция и Бенедикта Спинозы, а также английских философов Томаса Гоббса и Джона Локка.

Их политические теории основываются на концепциях естественных прав человека и общественного договора как основы государства и государственной власти. В работах этих мыслителей впервые представлена идея гражданского общества как непосредственного носителя государства, общества в котором естественные природные права людей, дополняются гражданскими правами.

Именно гражданское общество является одним из субъектов общественного договора, другой стороной его выступает монарх или группа правящих граждан, если речь идет о республике. При этом, Гроций и Гоббс являются сторонниками монархии, сильной централизованной власти, а Спиноза и Локк – сторонники республики (коллективного правления) и больших прав гражданского общества по отношению к суверену или субъекту власти.

Г. Гроций считает, что после заключения общественного договора с сувереном, граждане практически теряют свои права, полностью передоверяя их правителю. Они при этом они теряют и право на всякое сопротивление властям. Близкую позицию занимает Гоббс, который, однако оставляет гражданам право на восстание или самозащиту от власти правителя в случае прямой угрозы для жизни. То есть, восстание против суверена оправдывается только в условиях полного произвола и угрозы для существования гражданина, которую может нести власть. Вместе с тем и Гроций и Гоббс отстаивают правовой режим правления, опирающийся на закон. Ибо государство согласно мысли Гроция – это «есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы».