Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 49

Складывание комплекса гражданского общества происходит одновременно с формированием параметров социально-правового государства. Именно развитая сфера социальных, неполитических отношений выступает здоровым основанием современного цивилизованного, демократического государства, выступая одновременно его объективной оппозицией. Процесс становления такого типа государственности в странах Западной Европы занял несколько столетий.

Новому украинскому обществу и государству эти две задачи предстоит решить в более короткий исторический срок. Проблема в том, что укрепление основ гражданского общества не может выступать целью ведущих политических партий, институтов государственной власти. Сам государственный аппарат, бюрократия как ее носитель не могут выступать инициаторами стратегии развития гражданской сферы как потенциальной и мощной оппозиции правящей элиты. Поэтому развитие системы гражданских отношений и институтов – результат самодеятельной инициативы граждан, результат их организационных усилий и многолетней борьбы с государственно-политической элитой за свои политические, социально-экономические и гражданские права.

В структуру гражданского общества входят:

·  Политические партии, общественно-политические организации и движения, ассоциации избирателей и группы политического давления, не входящие в структуры власти;

·  Экономические объединения, ассоциации и организации;

·  Научные, культурные, спортивные общества, организации, объединения;

·  Муниципальные и коммунальные общества, объединения, комитеты и инициативные группы граждан;

·  Независимые средства массовой информации, общественные фонды;

·  Церковь и семья.

Таким образом, современное государство как сложный правовой институт власти опирается на развитое гражданское общество, что превращает их взаимоотношения в сложную систему взаимосвязей, главным средством которых выступает закон. Государство управляет обществом, воздействует на него путем, прежде всего, нормотворческой, законодательной деятельности и в рамках права; а структуры общества влияют на власть также через систему конституционных прав, конституционных механизмов. Такой механизм сводит к минимуму индивидуальный и групповой произвол на разных уровнях общественно-политической организации общества. Однако, он имеет и свои негативные стороны, которые особенно заметны на фоне процесса становления молодого украинского государства.

Главным препятствием на пути утверждения государственной независимости Украины было практическое отсутствие элементов гражданского общества к моменту начала государственного строительства. Более того, начало этого пути было связано с окончательным разрушением тех жалких гражданских начал, которые имелись в Советской Украине. Первые шаги молодого государства совпали с обстановкой социально-правовой анархии, в условиях которой происходил полулегальный, хаотичный процесс разгосударствления народной или государственной собственности на пути ее приватизации, но без  полноценного правового оформления этой собственности.

В этой обстановке государственная власть  (до конца не оформленная), превратилась в инструмент распределения народного имущества, за контроль над ней развернулась яростная борьба политических группировок. Все общество вынуждено было участвовать в этой борьбе экономических и политических групп. Первым следствием этих процессов стала резкая бюрократизация, расширение аппарата государства вместе с неоправданно выросшей системой государственно-политических привилегий, символом которых выступает депутатская неприкосновенность.

Другим следствием стала политизация всего общества, превращения его в заложника политической конъюнктуры, положение которого напрямую зависит от расстановки политических сил. Таким образом, первичная политическая структуризации в Украине за полтора десятилетия ее независимости так и не осуществилась. То есть, между государством и гражданским обществом разделения еще не произошло, что не дает государству выступать эффективно и самостоятельно в качестве субъекта управления обществом, выполнять свои правовые, экономические, социальные и культурно-воспитательные функции. А гражданское общество, в свою очередь, остается деморализованным, неспособным себя защитить от политического и правового беспредела. При таких обстоятельствах Украине предстоит еще достаточно длительное время существовать между двумя крайностями: политической анархией с элементами демократии и авторитаризмом с элементами той же примитивной демократии, не подкрепленной социально-экономическим и правовым фундаментом в лице влиятельного гражданского общества.