Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 33

Концепция интегрального или целостного, жесткого национализма вполне отвечает духу времени, как и идеология его исторического собрата – фашизма. После второй мировой войны идеи воинствующего национализма постепенно утрачивают черты тоталитрной идеологии.

Автором оригинальной политической концепции является Вячеслав Липинский, которого можно отнести к профессиональным украинским ученым-политологам. Потомок старинного польского волынского рода, он получил фундаментальное образование в университетских центрах Европы, был  одновременно глубоким историком, публицистом и политическим деятелем, тесно связанным с Павлом Скоропадским. Наиболее широко его политические идеи представлены в «Письмах к братьям-хлеборобам», написанные в 1919 - 1926 годы.

Липинский в своих политических исследованиях опирается на знание исторических традиций украинского народа и стоит на позициях территориального патриотизма. По его мнению, украинцем является любой житель украинских земель независимо от национальности, но считающий себя патриотом этой земли.  Только держава  объединяет жителей территории в органическую целостность независимо от их национальной принадлежности  или политических предпочтений.

Главную национальную и политическую проблему Украины - отсутствие государственности, он видит, с одной стороны, в географическом положении, открытости ее территории и постоянном нашествии захватчиков; с другой стороны, в отсутствии устойчивого, целостного личностного типа украинца.

В своей статье «Хам и Иафет» Липинский описывает два доминирующих типа этнических украинцев, соответствующих библейским братьям Хаму и Иафету, сыновьям пророка Ноя. Иафет – воин, рыцарь и патриот самоотверженно сражающийся за свою землю, а Хам – прислужник и потенциальный предатель, живущий сиюминутными эгоистическими интересами и готовый служить любой силе, даже врагу. Эти два типа, периодически доминирующие в украинском политическом пространстве,  и определяют неустойчивость населения, неспособность сформировать полноценную элиту, вождей нации.

Политическая концепция  украинского государства Липинского соответствует элитаристским представлениям о правлении национальной аристократии как основного лидера нации. Этот слой в Украине для него воплощает  класс земельных собственников и крепких хозяев. Объединяя традиции гетманщины, казачества с высокой степенью развития хлеборобской культуры, Липинский видит Украину  гетманской трудовой классократической монархией во главе с наследственной властью гетмана из рода Скоропадских. Ведущей идеей такой монархии является единство и солидарность всех социальных групп и классов общества, в котором интеллигенции отводится роль социального посредника между классами и духовной опоры власти.

Липинский скептически относился к пророссийской ориентации украинских политиков, но вместе с тем, обосновывал тесный военный и экономический союз с Россией и Белоруссией, учитывая их общее историческое прошлое и общность экономических интересов.

С 1920 по 1991 год большая часть, а с 1954 года – вся нынешняя территория Украины в виде Украинской Советской Социалистической Республики находилась в составе СССР и развивалась в русле идейно-политических ценностей марксизма и коммунизма. Естественно, что политические идеи и идеология этого периода в республике следовали официальной советской доктрине. Все это определило идейную и смысловую ограниченность политической мысли, носившей псевдонаучный характер. Творчество ученых было направлено на решение пропагандистских и идеологических заданий, а все идеи западной политологии подвергались жесткой критике как заведомо ошибочные и вредные.

Только с начала Горбачевской перестройки и либерализацией советского режима  создаются предпосылки возврата к научной объективности в сфере политического знания. С конца 80-х годов политология в Украине развивается активно и успешно, прежде всего в плане фундаментального расширения своей научной базы и открывшейся возможности получить доступ к главным достижениям политической науки Запада.