Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 29

Политическая модель  византийского государства составляла своеобразную теократию, где власть императора одновременно воплощала авторитет духовной, церковной власти. Эта гармония или симфония церкви и государства отвечала установкам апостольской православной веры, воспитывающих христиан в духе почитания власти и ее носителей. Церковь выступала прочной опорой государства, что послужило основанием для принятия православия Русью по решению князя Владимира в 988 году.

 Актом крещения князь способствовал духовному и политическому единению русичей, открыл широкие возможности их приобщения к социальным и культурным достижениям византийской и античной цивилизаций. В результате, Киевская Русь за несколько десятилетий  своей политической эволюции превратилась в крупнейшую европейскую державу, достигла высокого уровня политического и культурного развития.

Социально-политические идеалы Руси представлены в летописях, церковных произведениях и литературных памятниках: «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона, «Поучении» Владимира Мономаха своим сыновям, «Слове о полку Игоревом», написанном неизвестным автором и другими. Все эти произведения утверждают идею богоугодного государя и его власти как выражении духовного и политического единства народа, общества и государства. Государству предается мессианская роль по решению и мирских и духовно-религиозных задач,  впоследствии отразившаяся в теории «Москва - третий Рим!» Идея политического единства Руси особенно отчетливо звучит в «Слове о полку Игоревом», посвященном бесславному походу Новгород - Северского князя против половцев.

В «Поучении» акцент делается на моральных обязательствах князя перед людьми в качестве  гаранта закона и справедливости, его ответственности, необходимости выступать в роли защитника слабых и обиженных. Таким образом, политическая мысль русичей делает акцент на духовных качествах правителя и власти, носит  моральный характер, формирует образ духовного единения власти и народа.

Ослабленная усобицами Русь стала легкой добычей монголо-татарских завоевателей, и после двухсотлетнего их господства была захвачена своими более сильными соседями: Польшей и  Литвой. Период их политического доминирования длился со второй половины 14 века до середины 17 – го. В условиях чужеродной государственности единственным защитником социальных и духовных интересов украинского населения выступала православная Церковь. Поэтому православие выступало также объектом жесткого давления Речи Посполитой и Польской католической церкви, особенно после заключения Польско-Литовской, Люблинской Унии 1569 года и Брестской церковной Унии 1596 года и перехода большей части украинских земель под прямую юрисдикцию Польши.

Политические идеи украинцев этого времени представлены творчеством религиозных писателей и писателей -  полемистов. В творчестве известного украинско-польского, галицкого гуманиста и религиозного деятеля 16 века Станислава Ореховского отражены политические идеи западно-европейской или  католической ориентации. В главных своих политических трактатах «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу», « О турецкой угрозе», «Квинкункс, то есть образец устройства польской державы» Ореховский в духе  веяний эпохи Возрождения разрабатывает свою теорию - модель государства.

Государство, согласно Ореховскому, - это дело человеческого разума, выражение воли человеческой, но не божественной. Тем не менее, государь должен опираться на веру, будучи сам послушным верующим. «Держава стоит благодаря мудрости короля, вере и авторитету сената»,-  отмечает ученый. Государством близким его политическому идеалу является Польша при короле Сигизмунде 1. В лице Сигизмунда представляется образец правителя короля и королевской власти, отвечающей свободной Польской республике.

В отличие от Макиавелли, в концепции политики и государства Ореховский стоит ближе к античным, аристотелевским представлениям, основанным на моральных и правовых принципах, и, прежде всего, он подчеркивает важность стремления к общим ценностям и общему благу.  Главную опасность для страны он видит в увлечении личными, частными интересами. Важное значение мыслитель придает сохранению внутренней свободы для граждан, основанной на сословных принципах и шляхетности, исключающей рабское подчинение господину и королю. Государь должен стремиться к миру  и решать вопрос о ведении войны опираясь на коллективную волю подданных, для которых он - первый среди равных.