Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 55

Камнем преткновения в существовании государственно-политической власти является вопрос о создании оптимального режима ее функционирования, деятельности. Оптимальность режима власти предполагает органичное сочетание таких параметров как: наличие более-менее устойчивого компромисса, баланса сил между политической и государственно-административной составляющими, наличие согласованности  между тремя ветвями, органами государства; наличие равновесия между центральной и местными властями, а также – между государственно-политической элитой и гражданским обществом.

Однако, политический опыт и практика современных развитых, демократических государств показывают, что существование устойчивого сбалансированного режима функционирования власти, отсутствие внутриполитических и внутривластных конфликтов – явления исключительные и очевидно кратковременные. И наоборот, конфликты между группами внутри правящей элиты, трения между органами государственной власти, а также – столкновение  гражданских групп и правящих группировок – обычная повседневность в политическом процессе самых развитых стран мира.

При нарушении равновесия между политическими группами, представляющими государственные и гражданские интересы, осуществляется естественный выход за пределы конституционно установленных рамок полномочий и прав субъектов политики и власти, общественно-политических формирований. Такой выход имеет двоякие последствия: с одной стороны, усиливается возможность незаконных действий агентов политики или проявления анархии; с другой, политические группы проявляют склонность к узурпации власти, превышению своих полномочий с целью подавления и ослабления своих политических конкурентов. При этом неизбежность проявлений политического авторитаризма также становится очевидной. Все это – явления практически естественные  и характерные для политики и власти всех стран-демократий.

Поэтому политический режим в стране, как способ функционирования государственно-политической власти, развивается в условиях двух противоположностей: анархии или охлократии (власти толпы) и авторитаризма или узурпации власти с соответственным ослаблением политического и гражданского контроля над деятельностью господствующей политической группы.

Склонность к двум политическим крайностям особенно отчетливо проявляется в условиях трансформации политических систем, их реформирования либо на стадии утверждения демократии, которая может занимать достаточно большой исторический отрезок времени. Иллюстрацией такой политической нестабильности политического процесса и режима власти являет собой развитие Украины, после провозглашения  независимости в 1991 году.

Демократический режим как динамичный, постоянно возобновляемый политико-правовой компромисс влиятельных политических сил, включающих и структуры государственной власти, складывается только на заключительном этапе социальной и политической эволюции общества и государства. Он выступает итогом их системной зрелости, предполагающей наличие экономической и социальной стабильности в стране, определенную степень единства власти и граждан, в рамках сложившихся правовых норм, как комплекса универсальных правил, в соблюдении которых заинтересована подавляющая часть населения.

Итак, политический режим есть результирующая взаимодействия субъекта и объекта государственно-политической власти. При этом, становление политического режима – длительный исторический процесс, в ходе которого изменяется, развивается само общество как естественное основание режима. Режим демократии соответствует высокой степени организованности гражданского общества, способного не только выступать предметом манипулирования со стороны влиятельных группировок, но и активно противодействовать корпоративному и индивидуальному произволу.

6.3.  Демократия как способ реализации государственно-политической власти

Проблема демократии была и остается одной из принципиальных и на уровне политической теории, и в практическом политическом аспекте, выступая центром реальных политических и идеологических спекуляций. Поэтому, анализ сути демократии равносилен анализу глубинного содержания политики вне зависимости от ее исторических и политических форм.