Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 20

Таким образом, политика составляет действительно  особый мир –систему, которой принадлежит важнейшее место в эволюции цивилизации на разных уровнях ее существования. Границы этого мира не являются четкими и устойчивыми. Поэтому политика была и остается нестабильной, несовершенной как комплекс институтов по управлению обществом и регулированию социальных отношений и ценностей. Именно постижению этих существенных сторон политики и служит политология.

Литература:

1. Аристотель. Политика. - М, 1983, соч. в 4-х тт.Т4.-830 с.

2. Барматова С. Поле политики: к проблеме теоретической идентификации.Социология: теория, методы, маркетинг. 2003. № 4.

3. Борисенков А.А. Сущность и структура политической жизни //Социально-гуманитарные

4. Вебер М. Политика как профессия и призвание. Избр.пр. М, 1990.-808с.

5. Камю Альбер. Бунтующий человек. М, 1991, с.346-350.

6. Козырев Г.И. Политика, как общественное явление // Социально-гуманитарные знания,  2005. № 1.

7. Політологія посткомунізму: політичний аналіз посткомуністичних суспільств/ В. Полохало (керівник авт. колективу). - К.: Політична думка, 1995.

3.  Основные этапы истории политической мысли

План:

3.1.Политические взгляды и учения мыслителей  древности и Средневековья.

3.2. Политические идеи и теории  Нового Времени.

3.3.Политическая теория на стыке идеологии, политики и науки.

3.4.История политических идей в  Украине.

3.1. Политические взгляды и учения мыслителей  древности и Средневековья

Политическая мысль, как и сама политика,  возникает вместе с рождением государства (на рубеже 4-3 тыс. лет до н. э.). Вплоть до появления философии, она развивалась в тесной связи с развитием религиозно-мифологических представлений о государстве. Содержание этих представлений было обусловлено патриархальным характером государственно-политических отношений с их   обожествлением, приданием им культовых форм.

Происхождение государства объяснялось божественным промыслом,  а   правитель наделялся свойствами земного бога или богоравного, как это, в частности, происходило в Древнем Египте с фараоном (ворота бога – так переводилось это слово).

Первые логически обоснованные и законченные учения о государстве и политике складываются в Античной Греции, как составная часть философии. Становление научно-философского знания совпадает с периодом разложения патриархального общества и развитием рабовладельческого. В греческих полисах в этот период времени наблюдается бурная смена форм государственного управления, что давало богатый материал для социально-философских обобщений политической практики.

Учение о политике и государстве как часть этики или науки о морали составляли ядро философских систем древних греков. Грекам принадлежит заслуга  введения в науку многих важнейших понятий, характеризующих политическую жизнь общества, а также постановка проблем функционирования государства и государственной власти, сохраняющих свою актуальность до нашего времени. В рамках  античной Греко-римской философии было положено начало общеевропейской теоретической и практической политической традиции, которая   составляет идейное и практическое основание современной политики.  

Вершиной Античной политической науки стали социально-политические учения Платона и Аристотеля. Для них государство выступает идеализированным воплощением разумной организации жизни общества, воплощающим всеобщее благо. Это благо может быть результатом сознательных усилий свободных людей, при этом сама форма государственной власти и управления может быть различной, в зависимости от преобладания в ней различных элементов  общества. Идеалом государственного правления  и для Платона, и для Аристотеля является правление мудрых людей или философов.

Платон объясняет происхождение государства естественными потребностями людей. Его устройство также должно согласно Платону отвечать природе человеческой души, в которой соответственно может преобладать либо разумное, либо мужественное или волевое, либо чувственное начало. Этим началам соответствуют мудрецы, стражи и трудящиеся (ремесленники, торговцы и т. д.), составляющие главные сословия сообщества-государства. Преобладание одного из этих начал определяет и форму государственного правления.