Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 89

Качественный анализ современных политических режимов дал основания Алмонду выделить четыре типа политических культур различного уровня: Англо-Американскую, Континентально-Европейскую, Доиндустриальную и Тоталитарную. Безусловно, что высшим типом культуры, обладающим наивысшим потенциалом к реализации демократического консенсуса, по его оценке является Англо-Американский тип.

В структуру политической культуры входят:

·  Ориентации интеллектуально-информационные (знания, идеи, концепции, лозунги), составляющие рационально-познавательный компонент политического сознания;

·   Ориентации чувственно-эмоциональные (чувства, настроения,  эмоции), выражающие характер политических переживаний и чувстенное отношение к политике и ее участникам;

·  Ориентации оценочные (мнения, суждения,  оценки), составляющие более-менее устоявшиеся, доминирующие установки, стереотипы восприятия и квалификации явлений политической реальности;

·  Ориентации поведенческие (образцы, формы, стиль поведения субъектов политического процесса).

Структуру политической культуры также иногда представляют как совокупность трех составляющих: политической организации или совокупности политических институтов, политического сознания и политического поведения. При этом более четко фиксируется место политической духовности или системы политических ценностей, средоточием которых выступает идеология.

Важнейшим признаком политической культуры как определенного сложившегося комплекса элементов является ее относительная устойчивость, инерционность или традиционность. Культура складывается на протяжении десятилетий и столетий эволюции общества и государства и не может быть изменена быстро,  в одночасье. Она является мощным фактором торможения политических изменений, фактором политической стабилизации.

Политическая культура накладывает своеобразные ограничения на любые политические авантюры, в том числе, политические реформы, не подкрепленные знанием исторических традиций, национальной психологии и менталитета, а также простого опыта устоявшейся практики международных отношений. Проще изменить, реформировать формальные элементы политики, изменить институты власти, изменить правовую базу (законы), но поменять сознание и привычки людей значительно сложнее. Классическим примером глубокого понимания роли привычек в жизни, психологии людей является библейский образ пророка Моисея, который 40 лет водил еврейский народ по пустыне после египетского пленения, чтобы вымерли носители рабской психологии, неспособные строить  новое государство.

 С этих позиций становится очевидным, что процесс утверждения реальной демократии в Украине с соответствующим ей демократическим стилем политики и политического поведения, может занять не один десяток лет. В политической риторике же мы постоянно встречаемся с претензиями многих политиков выступать представителями демократии, хотя весь стиль их поведения явно не отвечает требованиям политической культуры демократического типа, свойственного странам Европы.

К функциям политической культуры как сложившегося образа политической практики и системы политических ценностей относится:

·  Стабилизирующая (стабилизации политического процесса в стране);

·  Интегративная (обеспечения целостности  в деятельности субъектов политического процесса);

·  Инструментальная (культура выступает средством разрешения политических проблем);

·  Нормативно-ценностная (установление ограничений, правил и идеальных моделей политики, поведения ее субъектов);

·  Коммуникативная (обеспечение взаимодействия между участниками политического процесса);

·  Социализации (формирование, воспитание граждан как политических личностей) и др.