Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 23

При нарушении гармонии законов в условиях извращенной монархии с тиранической властью и произволом властителя Августин предусматривает право народа на свержение власти тирана, или восстание. В особенности если речь идет о пренебрежении авторитетом церкви и на рушение правителем канонических правил (или законов, по которым живет клир и верующие). Учение Фомы Аквинского было утверждено в качестве официальной социально-политической доктрины Римской католической церкви, а его философия (томизм) стала ядром католической теологии.

Венчает политическую мысль позднего Средневековья учение известного итальянского политика, писателя и политического мыслителя Николо Макиавелли, флорентийца, жившего на рубеже 15-16 –го столетий. Макиавелли, автор знаменитого политического трактата «Государь», считается провозвестником современной политической науки.

Макиавелли жил в период активного  становления буржуазного общества с его рыночной экономикой, быстро развивающимся предпринимательством,  сословной или ограниченной элементами парламентаризма монархией. Существенные изменения  тогда происходили и в духовной культуре.  Они были связаны с церковной  Реформацией, своеобразной революцией, обусловившей  развитие светских элементов культуры и уменьшения влияния церкви на основные сферы общественной жизни: образование, науку, быт людей. Политический контекст этих изменений был выражен в политических идеях Макиавелли.

Новаторство научных выводов и положений Макиавелли обусловлено несколькими обстоятельствами. В основу своей трактовки политики и власти он кладет, в отличие от Античных мыслителей, не идеальные стремления людей, а их практические или материальные интересы, связанные с собственностью, богатством, эгоистическими потребностями. Во-вторых, мыслитель отталкивается не от абстрактных политических и моральных идей, а сосредотачивается на анализе реальной политической практики и опыта государственного управления. Таким образом, он делает научные выводы на основе использования эмпирических или опытных методов. В третьих, он отделяет науку о государстве от теологии и чистой философии.

Фактически, Макиавелли создает рационалистическую, научную концепцию государственного управления без элементов мифологии или мистики,  с опорой на аргументы логики и реальную практику. В центре его внимания – деятельность правителя, стратегия и тактика управления государством, реализации политической власти. Вследствие этого, Макиавелли не придает серьезного значения формам государственного правления, а основной акцент делает на проблеме формирования сильной власти, которая и составляет главную предпосылку сохранения государства и реализации интересов общества.

Государство он определяет как «отношение между правителем и его  поддаными, опирающееся на любовь или страх последних». Ради сильной власти правитель может жертвовать моральными принципами, лицемерить, обманывать и использовать угрозы и насилие. Фактически, Макиавелли открыл и сформулировал закон политического аморализма, обосновав его необходимость и объективность. «Цель оправдывает средства!» - такова формула этого закона, действующего в политике.

Макиавелли выделил два типа правителей и правления в зависимости от тех средств, на которые опирается государь. Эти два средства основываются на двух самых сильных человеческих чувствах: любви и страхе. Правитель должен пытаться завоевать любовь и преданность народа, а в противном случае добиваться подчинения с помощью силы, насилия. С позиций современности политическое учение мыслителя можно назвать концепцией политического прагматизма. Многие идеи Макиавелли сохраняют свою актуальность и в условиях современной политики.

3.2.  Политические идеи и теории  Нового Времени

Период европейской истории с 17 по 19 век получил в науке название Новое Время. В западной Европе это начало эпохи бурного промышленного развития, научных и социальных революций, открывших путь ускоренной модернизации европейского общества. В политической сфере, на фоне   буржуазных революций 17-18 веков развертывается процесс становления национальной государственности на принципах парламентаризма и конституционализма. На смену абсолютной монархии приходят парламентские монархии с ограниченной властью короля, а также появляются республики, с элементами представительской  или избираемой власти. Политической кульминацией и символами этого времени выступают Великая французская революция 1879 г и появление молодого демократического государства нового типа – Соединенных Штатов Америки.