Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 57

Таким образом, речь идет не о реальном народовластии, но о форме или имитации его через сложный организационный и  правовой механизм. Это и есть демократия в виде формы государства, где законодательно закрепляется право и возможность каждого гражданина выдвигать «своего» представителя во власть, формировать некоторые органы власти и даже выступать в качестве кандидата на важнейшие государственные посты (хоть в президенты!). Гражданское право участвовать в формировании власти делится на активное избирательное право и пассивное

Однако механизм реализации и активного избирательного права и пассивного (право быть избранным) достаточно несовершенен, сложен и предусматривает немало ограничений в процессе реализации избирательных прав гражданами. Эти ограничения обусловлены цензом проживания и наличием гражданства, возрастом, знанием языка, социальными характеристиками (ограничением права членства в политических партиях для военных и чиновников, запрет на голосования для заключенных или тех же военнослужащих и т. д.).

Формально-правовые ограничения дополняются политическими, которые также лишают возможности значительную часть граждан иметь своих представителей в государственных, властных структурах. Средоточием этих ограничений выступает демократический принцип большинства, согласно которому избрание депутатов, должностных лиц осуществляется только от имени доминирующих гражданских и политических группировок, партийных организаций. В результате, представительные органы власти, президент на самом деле представляют социально-экономические и политические интересы лишь части граждан, и очень часто – их реального меньшинства. И никакая развитая демократия не  в состоянии обеспечить реального политического равенства всех групп граждан.

Следовательно, механизм демократического правления есть механизм двойного доминирования меньшинства над большинством: и меньшинства формального в виде государственной администрации, и меньшинства реального, поскольку народные избранники являются прямыми представителями лишь части граждан. Наконец, любое государственно- политическое решение, фактически есть решением доминирующей группировки в структуре самой власти (например, парламентского большинства при принятии любого закона).

Несовершенство механизма демократического правления как правления меньшинства, неспособного выразить и удовлетворить интересы всех граждан или хотя бы их подавляющей части – общеизвестный и очевидный факт, фундаментальная политическая закономерность, проявляющаяся и на стадии существования высокоразвитой демократии. Уменьшению политического влияния меньшинства в условиях демократии служит система разделения власти путем распределения властных полномочий между парламентом, правительством и судом, которую дополняет принцип временного ограничения властных полномочий представительных органов власти.

В результате, возможность сохранить жесткий контроль над государством у отдельных политических группировок значительно уменьшается, и вместе с тем, аппарат управления обретает внутреннюю динамику, основанную на смене правящих групп. Так демократическое правление превращается в открытую динамичную систему ротации и конкуренции политических групп, партий, что превращает его в достаточно неустойчивый процесс. Неустойчивость, нестабильность демократии, а также способность ее отклонения от формально демократических принципов в сторону авторитаризма – составляют основание ее недостатков и слабостей как системы государственного управления.

Таким образом, достоинства демократической системы власти одновременно являются и ее недостатками, естественными границами ее возможностей по осуществлению гармоничного сочетания интересов граждан, доминирующих групп и общества в целом. Именно ненадежность и неустойчивость демократии дали основание известному английскому политику У. Черчиллю охарактеризовать ее как «наихудшее правление за исключением всех остальных».