Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 87

11.1.  Политическая культура и социализация

Мир политики как относительно самостоятельная  система  порождает особую систему ценностей. Это комплекс политических ценностей раскрывается посредством категории «политическая культура».

Сам термин политическая культура был введен в научный оборот в 18-м столетии немецким мыслителем Иоганном Гердером. Однако теория политической культуры стала предметом научной разработки  во второй половине 20-го века, когда политическая наука достигла концептуальной зрелости. Основная заслуга в разработке политологической теории культуры принадлежит американскому ученому Г. Алмонду.

Проблемам политической культуры посвящено огромное количество исследований, предложено много определений и трактовок понятия, однако ее анализ  и сегодня  порождает немало противоречий и трудностей. Часть этих сложностей связано с пониманием сути культуры как таковой.

Термин культура имеет два основных сущностных значения: во-первых, он характеризует весь комплекс достижений человека, используется для противопоставления культурного как сотворенного человеком в противовес несотворенному, или природному. В этом смысле, культура – способ бытия человека и совокупность его достижений. Во-вторых, культура рассматривается как высшее проявление человеческих качеств в человеке. Человек культурный – человек высокоразвитый, достигший высшего уровня духовного развития. При этом мерилом и показателем культурности является моральность, гуманность, духовность.

Следовательно, отталкиваясь от первого значения культуры, политическую культуры следует рассматривать как часть общекультурных достижений человека, одну из отраслей его практической, творческой деятельности, которая имеет свою специфику, содержание и логику развития.  С этой точки зрения политика действительно обладает такими сущностными характеристиками, которые   превращают политику в инструмент разрушения культуры, противоречат общему духу культуры. Подтверждением этого является наличие в арсенале политики войн, массового насилия, терроризма и других средств уничтожения человека человеком, имеющих статус вполне законных (правовых) и моральных. Воплощением  противоречащих принципам гуманизма и нравственности, составляющих ядро общекультурных ценностей, является уже известный нам закон политического аморализма.

 С позиции физического присутствия в жизни человеческих сообществ  элементов политики можно выделить их два основных типа. Первый тип – общества, в которых сфера государственно-политической жизни действительно выступает носителем лишь части (большей или меньшей) фундаментальных социально значимых ценностей. То есть, мы имеем в этом случае относительное разделение сфер влияния общесоциальных и политических ценностей, как это выразительно представлено в евангельской формуле: «Богу-богово, а кесарю-кесарево!». Примером такого социума является современное демократическое общество - государство, где имеется механизм защиты граждан от прямого произвола или влияния политического процесса.

Второй тип обществ - это так называемые общества политизированные, с очевидным подчинением всех сфер общественной жизни прямому влиянию политики, явному доминированию политических ценностей над всеми жизненно - важными, гуманистическими ценностями. В этом случае дух политики или имперского, воинственного сознания приводит к жесткому подчинению общественной жизни политической целесообразности или интересам ограниченного круга людей во главе с монархом или диктатором.

Примером такого общества в древности выступал Рим императорской эпохи, а в 20-м столетии –  тоталитарные государства типа Германии периода нацизма, или СССР, в сталинский период времени. К таким политизированным социумам можно отнести также страны и народы, находившиеся в состоянии кризисных, революционных потрясений, сопровождавшихся вовлечением в политику всех основных слоев и групп общества. Примером такой страны была Франция в период Великой революции 1789-1794 гг., Июльской революции 1830 г., революции 1848 г., в период Революции 1871 г.