Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 4

План:

1.1.  Политология – наука о политике.

1.2. Политическая наука как теоретическая система.

1.3. История политологии – смена научных парадигм.

1.4. Методы, функции и значение научно-политологического знания.

1.  1. Политология – наука о политике

Мир политики не требует особого представления. Человек, начинающий осознавать себя и свое окружение практически, сразу же сталкивается с признаками  политической действительности в образе государства и его символов (гимна, знамени, имени или портрета президента и т. д.). Зримое и незримое присутствие политики сопровождает современного человека всю его жизнь.

В этом бесконечном пространстве политической природы индивид, личность может выступать в двух основных ипостасях: либо наблюдателя,  статиста, либо участника общественно - политических событий или процессов. Очень часто он одновременно является и актером, и зрителем в этом своеобразном театре теней.  Но в любом из этих качеств человек может выступать или свободным или несвободным, в зависимости от степени  понимания своего места и роли, своего отношения к основным политическим реалиям. Только знание мира политики, его законов может сделать нас свободными, прежде всего свободными политически.

 Именно политическая свобода является сегодня предпосылкой всех социальных, гражданских, человеческих свобод.

Эту суровую истину приходится усваивать нам, соучастникам молодой украинской государственности и демократии, с болезненной необходимостью и в первую очередь. Свобода – начало творчества, начало всякого развития и прогресса. В ней – главная предпосылка нашего приближения к ценностям цивилизованного общества высоких социальных стандартов.

 Путь к нему указывает наука о политике, наука политики. Речь идет о двух, хотя и родственных, но резко отличающихся друг от друга ветвях знания. Первая из них, наука о политике (политология) путь познания и понимания преимущественно для политического наблюдателя, который стоит на позиции политического объективизма, свободного от участия  в непосредственной интриге, связанной с борьбой за влияние и власть. Непредвзятое отношение хладнокровного наблюдателя – основное условие успешного овладения научно-политическим знанием, свободным от партийно-идеологической односторонности и ограниченности, основу которой составляет стремление защитить собственную позицию, мнение, а не найти объективную истину.

 Вторая  так называемая науканаука политики, служит овладению навыками политической практики, деятельности теми, кто  активно участвует в политической борьбе за власть, в соревновании с другими политическими деятелями, партиями, группировками. Для постигающих эту науку (или – искусство практической политики) объективное отношение к политическому знанию, информации и их носителям – неестественно, оно-недопустимая роскошь. Главным предметом их устремлений выступает не истина, а политический успех, означающий близость к власти как высшей  цели и основной ценности политики.

Между двумя способами политического познания существует противоречие, выражающее существенное различие в устремлениях наблюдателя за политикой ее непосредственного участника. Наблюдатель, он же теоретик, в попытке сохранить объективность своей позиции, неизбежно превращается в политического скептика, критика официального политикума и политиков по сути.  Будучи, таким образом, носителем  политического знания, он либо не влияет на саму политику, либо опосредовано влияет (через критику). Ему остается роль пассивного вынужденного участника (поскольку от государственно-политических дел полностью изолироваться невозможно) или статиста, но, в любом случае, имитатора.

Практик – политик является специфически заинтересованной личностью, для которой знание есть инструмент повседневной деятельности, элемент социальной технологии, средство достижения власти или использования ее в интересах своей политической группы-партии.  Он, во-первых,  заинтересован в знании-информации, обеспечивающей успех, при этом служение истине – правде всегда для него – на втором плане. Во вторых, он стремится максимально расширить круг своих сторонников, понуждая и принуждая к этому тех самых социальных статистов, людей пытающихся сохранить позицию объективного наблюдателя.