Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 106

Несмотря на всеобщее международное осуждение идеологии и практики фашизма после Второй мировой войны, в наше время он в форме неофашистских группировок и движений периодически возникает во многих странах и используется национал–патриотами для провокаций против правительств путем преследования представителей других народов, иммигрантов из других стран. Фашизму присуща крайняя форма национализма – расизм и пропаганда «естественного» неравенства народов.

Фашистские идеи распространяются сегодня международным молодежным  движением и группировками скинхэдов (бритоголовых), действующими во многих странах Европы, а также в России. Появились такие группировки и в Украине. Их обычной практикой является оскорбление, избиение и даже убийство чернокожих иностранцев, выходцев из Азии даже своих граждан, принадлежащих к национальным меньшинствам. Наиболее активные всплески национал – фашизма характерны для кризисных периодов в развитии общества

В 60-70-е годы ХХ века, под влиянием массовых молодежных выступлений в ряде европейских стран, складывается  идеологическое направление называемое «новые левые». Точнее, говорить можно о целом ряде идейно-политических направлений. Его сторонники, преимущественно молодежные группировки, характеризовались политическим радикализмом или решительностью. Радикализм, бескомпромиссность – это неизбежная составляющая деятельности практически всех молодежных группировок, как выражение их духовной незрелости и одновременно социальной неустроенности.

Политическая атмосфера этих лет складывалась на фоне острой конкуренции западной, капиталистической и социалистической политических систем, в условиях гонки ядерных вооружений и психологической войны, развернувшейся на всем мировом пространстве. Идейно-политическое и во многом военное противостояние сквозило во всех событиях, демонстрировавших наличие противоречий и в социалистических странах, и внутри развитых государств западно-буржуазной демократии. Ключевыми событиями тех лет стали: разоблачение сталинского режима в СССР и революция на Кубе, культурная революция в Китае и Вьетнамская война с участием США и СССР, массовые студенческие волнения во Франции, западных странах и советская интервенция в Чехословакию (1968 г.), кризис колониальной системы в Африке и Социалистическая революция в Чили. Эти события продемонстрировали и успехи социализма, и его болезни; социальный прогресс в странах Запада и агрессивность политики США с его союзниками.

Весь этот спектр острых и противоречивых политических тенденций и явлений  проявился в многообразных, причудливых идеях и концепциях новых радикалов  с характерными для них  эклектизмом т. е. смесью положений - лозунгов  марксизма, либерализма, анархизма и популярных научных идей, в частности, фрейдизма. Концептуальным их оформлением стали: «новая теория социализма», «новая левая теория революции», « теория сексуальной революции», « теория либертарного социализма» и т. д., общим контекстом которых стало критическое отношение к политическим реалиям и стран Запада, и СССР с его союзниками.

Объектами идейных нападок «новых левых» выступило государство как таковое и любая форма власти, а также достижения современного технического прогресса, которые делают власть еще более жесткой, обостряют проблему отчуждения масс от государственной власти. Средствами преодоления отчуждения и диктата государства могут выступать своеобразная социальная революция в форме бунта, индивидуального протеста или личного освобождения вследствие сексуальной революции, как реального способа духовного раскрепощения человека.

Новым идеологическим веяниям отвечает открытый индивидуализм и анархизм, включающий, в том числе, отрицание организованных коллективных методов борьбы с государством. Радикализм левацких группировок предполагает не только разрушительный бунт против социального и политического порядка, но и политический террор. Вместе с тем, политический реформизм также включается в арсенал политических способов изменения государства и общества.