Курс лекций по дисциплине "Политология", страница 66

Проблема технологии политического влияния заинтересованных групп была разработана в 60-е годы прошлого столетия американским политологом Д. Трумэном в контексте его теории процессуальной демократии. Трумэн, исходя из понимания социально-групповой структуры общества, подразделяет его на две категории формирований-групп: заинтересованные и незаинтересованные или потенциальные. К заинтересованным относятся  группы, неудовлетворенные своим реальным положением и имеющие требования к другим социальным группировкам. Именно эти группы проявляют наибольшую активность в политике, пытаясь изменить свое положение путем давления на доминирующие группировки. Они сами стремятся занять доминирующее положение в качестве правящих групп-партий.

Потенциальные группы, в  которые входят большинство граждан, удовлетворены своим социальным статусом и потому сохраняют относительную социально-политическую пассивность, поскольку сохраняется стабильность ситуации. Они превращаются в активных или заинтересованных политических агентов вследствие ухудшения своего социального положения и появления соответствующих претензий требований к другим группировкам. Так происходит ротация групп: заинтересованные или активные группы утрачивают свою активность со временем и становятся пассивными, а пассивные или потенциальные могут становиться влиятельными, активными агентами политического процесса. Такое чередование активных группировок, их взаимодействие и борьба на фоне политической индифферентности большинства гражданских групп и составляет суть так называемой процессуальной демократии.  

Малые политические группировки или группы давления представлены двояко: либо входящих в структуру государственно-политических институтов (например: внутрипарламентские группы-фракции) либо находящихся за пределами институтов власти (общественные организации, инициативные группировки и т. п.).

Группы давления различаются по методам своего влияния: на группы прямого давления и группы непрямого давления. Прямое воздействие на власть осуществляется через личные связи, подкуп, шантаж, составление и передачу петиций и обращений, лоббирование. Непрямое давление осуществляется посредством общественного мнения, т. е. создание соответствующей политической атмосферы в обществе, стране, которая принудила бы правящую группировку реализовать, выполнить требования граждан. Это достигается через организованные публичные акции и компании (митинги, шествия, демонстрации и др.), а также с помощью массированных публикаций и кампаний в средствах массовой информации.

Специфическим видом действия механизма группового давления на власть является лоббирование. Лобби в переводе с английского языка означает коридор или вестибюль. Практика кулуарного воздействия на представителей государства, парламентариев и правительство, лобби, возникла и достигла  широкого применения с 19-го столетия в США. В настоящее время она получила законодательное закрепление не только на своей родине, но и во многих демократических странах.

Суть ее сводится в делегировании заинтересованными группами, прежде всего экономическими корпорациями, своих  агентов как представителей их интересов для установления контактов с влиятельными политиками и депутатами с целью получения государственной поддержки или приоритетов при принятии важных программ и решений. Лоббисты получают официальную регистрацию при соответствующих органах власти и, опираясь на личные контакты и посредничество влиятельных людей, стремятся получить выгодные для своей фирмы, группы заказы или повлиять на характер законодательных актов и решений.

Таким образом, при демократии создаются и существуют объективные условия для различных форм прямого и непрямого участия граждан  в функционировании институтов политической системы общества, государства. При этом главной организационной формой такого участия выступает социально-политическая группа, механизм работы которой лежит в основании деятельности политических партий, государственных органов власти, общественных организаций, движений и любого рода политических формирований. Не составляет исключение функционирования механизма социально-группового типа и деятельность политических элит как важнейших субъектов политики и государственного управления при всех типах государств.